Главная > Психолого-педагог сопровож > Система психолого-педагогического сопровождения одаренных и высокомотивированных детей в Красноярском крае

Система психолого-педагогического сопровождения одаренных и высокомотивированных детей в Красноярском крае


11 апреля 2022. Разместил: Vostretsova

Разработана и совершенствуется система психолого-педагогического сопровождения одаренных и высокомотивированных детей на территории Красноярского края.

Разработанная система строится на следующих принципах выявления и сопровождения: 

- характер оценки разных сторон поведения и деятельности ребенка должен быть комплексным. Это позволит использовать различные источники информации и охватывать более широкий спектр его способностей. Выявление одаренных детей необходимо связывать исключительно с задачами оказания психологической помощи
и педагогической поддержки;

- обязательно развернутое в течение нескольких лет наблюдение
за поведением конкретного ребенка в разных ситуациях – жизненных
и учебных;

- обязателен анализ поведения ребенка в тех видах деятельности, которые в максимальной степени соответствуют его склонностям
и интересам;

- актуально использование тренинговых методов, в рамках которых можно корректировать типичные для данного ребенка психологические преграды;

- необходимо использовать валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в конкретной ситуации, такие как анализ продуктов деятельности, наблюдение, экспертные оценки.

Выявление и организация сопровождения одаренных детей должны строиться поэтапно:

на первом этапе выявления одаренных детей учитываются сведения о высоких успехах в какой-либо деятельности ребенка. Это позволяет очертить круг детей для более углубленной индивидуальной работы;

второй этап - диагностический. На этом этапе ребенок обследуется набором психологических тестов в зависимости от предпочтительности того или иного варианта потенциальных возможностей. Задача психолога не только определить уровень общего интеллектуального развития,
но и оценить предпочтительную сторону мышления, личностные характеристики, степени эмоциональной устойчивости и т.д.;

на третьем этапе работы с одаренными детьми основная роль отводится педагогам, задача которых - сформировать и расширить способности. Реализуются эти требования с помощью широкого спектра педагогических приемов и методов (авторские программы, индивидуальные занятия – консультации, интенсивы, погружения и т.д.).

Таким образом, система психолого-педагогического сопровождения одаренных детей Красноярского края выстраивается по четырем направлениям.

1.Психологическое и социальное сопровождение одаренного ребенка и его семьи.

Система действует на всех уровнях, начиная со школьного:

школьный уровень – школьный психолого-медико-педагогический консилиум;

муниципальный уровень – муниципальная психолого-медико-педагогическая комиссия,

межрайонный уровень – филиалы краевого центра психолого-медико-социального сопровождения детей в г.г.  Ачинске, Канске, Минусинске, Лесосибирске, Норильске.

2.База данных «Одаренные дети Красноярья».

Формирование базы данных направлено на решение следующих задач психолого-педагогического сопровождения:

своевременное внесение в базу проявившего себя ребенка
и, следовательно, более раннее выявление указанного ребенка, его склонностей и способностей;

сбор полной информации о ребенке и его потенциальных способностях, независимо от места его проживания;

сбор информации об особенностях развития ребенка и особенностях его семьи;

информация о педагогах (кураторах), дети которых демонстрируют высокие достижения.

Указанная информация позволяет:

своевременно включать детей в систему групповых и индивидуальных занятий по развитию их потенциальных возможностей;

своевременно оказывать психологическую помощь ребенку и его семье;

выстраивать маршруты развития ребенка в зависимости от его особенностей;

подключать детей к занятиям со «значимыми» педагогами, независимо от места проживания ребенка.

3.Система продвинутых предметных занятий и сопровождения одаренных детей.

Система выстраивается, начиная со школьного уровня, для детей, начиная с 5-го класса.

В конце 4-го класса запускается система тестовых заданий
в дистанционном режиме по основным 4 школьным предметам для выявления одаренных и высоко мотивированных детей. ?з каждой школы по результатам отбирается группа школьников, которые приглашаются на очные интеллектуальные игры, по результатам которых формируются группы детей из разных школ муниципалитета, для продвинутых занятий
по тому или иному предмету.

В муниципалитете выделяются учителя-предметники, ученики которых демонстрируют высокие достижения.

Указанные группы детей закрепляются за указанными
учителями-предметниками для регулярных занятий. Занятия могут быть организованы факультативно еженедельно, погружениями в каникулярное время, дистанционно и за счет других форм.

Учитель-предметник является куратором ребенка, обеспечивающим его индивидуальный маршрут в той или иной предметной области. С помощью узких специалистов куратор составляет индивидуальный план сопровождения ребенка, отслеживает его реализацию, вносит изменения, обращается к специалистам в случае  возникновения различных проблем 
у ребенка.

Куратор совместно с узкими специалистами и учителями ребенка, работающими в школе, где обучается ребенок, также отслеживает распределение реальных возможностей ребенка и предлагает семье ребенка возможные варианты концентрации на той или иной предметной области.

За одним учителем-предметником закрепляется не более 10 детей.

Учитель постоянно работает с отобранными детьми в течение
5-7 класса. Если ребенок демонстрирует достижения определенного уровня, то он «передается» на более высокий уровень, более «продвинутому» куратору с углубленной программой по предмету.

Уровни выстраиваются следующим образом:

Уровень

Педагог

Ребенок

Муниципальный

Лучший учитель-предметник, ученики которого демонстрируют высокие результаты в состязаниях муниципального и краевого уровней

Группа детей, отобранных по результатам дистанционных олимпиад, собеседований и интеллектуальных игр.

5-7 классы

Межрайонный

Лучший учитель-предметник, ученики которого демонстрируют высокие результаты в состязаниях  краевого и федерального уровней

Разновозрастная группа детей, демонстрирующих достижения в состязаниях муниципального и краевого уровней, желательно прошедших муниципальный уровень сопровождения.

7-9 классы

Краевой

Лучший учитель-предметник, ученики которого демонстрируют высокие результаты в состязаниях  краевого и федерального уровней

Разновозрастная группа детей, демонстрирующих достижения в состязаниях краевого и федерального уровней, желательно прошедших межрайонный уровень сопровождения.

9-11 классы

В случае если ребенок демонстрирует стабильные высокие результаты в определенных предметных областях, и его семья согласна на обучение ребенка в интернате, то ребенок получает приглашение на обучение в краевых общеобразовательных учреждениях, специализирующиеся на работе с одаренными детьми.

4.Система подготовки учителей и специалистов для работы с одаренными детьми.

Для подготовки педагогов для работы с детьми в предлагаемой системе краевое  государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» разработал модульно-вариативную образовательную программу «Сопровождение, поддержка и развитие одаренных детей», которая  включает в себя общий блок, касающийся особенностей развития одаренных детей, умение составлять индивидуальные образовательные программы сопровождения детей, умение работать в дистанционном режиме с детьми, выстраивать научно-исследовательские занятия и т.д.

 

Психологические особенности одаренных детей [192.35 Kb] (cкачиваний: 26)

Роль психологав организации работы с одаренными детьми [202.7 Kb] (cкачиваний: 31)


Вернуться назад