Главная > Психолого-педагог сопровож > Система психолого-педагогического сопровождения одаренных и высокомотивированных детей в Красноярском крае
Система психолого-педагогического сопровождения одаренных и высокомотивированных детей в Красноярском крае11 апреля 2022. Разместил: Vostretsova |
||||||||||||
Разработана и совершенствуется система психолого-педагогического сопровождения одаренных и высокомотивированных детей на территории Красноярского края. Разработанная система строится на следующих принципах выявления и сопровождения: - характер оценки разных сторон поведения и деятельности ребенка должен быть комплексным. Это позволит использовать различные источники информации и охватывать более широкий спектр его способностей. Выявление одаренных детей необходимо связывать исключительно с задачами оказания психологической помощи - обязательно развернутое в течение нескольких лет наблюдение - обязателен анализ поведения ребенка в тех видах деятельности, которые в максимальной степени соответствуют его склонностям - актуально использование тренинговых методов, в рамках которых можно корректировать типичные для данного ребенка психологические преграды; - необходимо использовать валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в конкретной ситуации, такие как анализ продуктов деятельности, наблюдение, экспертные оценки. Выявление и организация сопровождения одаренных детей должны строиться поэтапно: на первом этапе выявления одаренных детей учитываются сведения о высоких успехах в какой-либо деятельности ребенка. Это позволяет очертить круг детей для более углубленной индивидуальной работы; второй этап - диагностический. На этом этапе ребенок обследуется набором психологических тестов в зависимости от предпочтительности того или иного варианта потенциальных возможностей. Задача психолога не только определить уровень общего интеллектуального развития, на третьем этапе работы с одаренными детьми основная роль отводится педагогам, задача которых - сформировать и расширить способности. Реализуются эти требования с помощью широкого спектра педагогических приемов и методов (авторские программы, индивидуальные занятия – консультации, интенсивы, погружения и т.д.). Таким образом, система психолого-педагогического сопровождения одаренных детей Красноярского края выстраивается по четырем направлениям. 1.Психологическое и социальное сопровождение одаренного ребенка и его семьи. Система действует на всех уровнях, начиная со школьного: школьный уровень – школьный психолого-медико-педагогический консилиум; муниципальный уровень – муниципальная психолого-медико-педагогическая комиссия, межрайонный уровень – филиалы краевого центра психолого-медико-социального сопровождения детей в г.г. Ачинске, Канске, Минусинске, Лесосибирске, Норильске. 2.База данных «Одаренные дети Красноярья». Формирование базы данных направлено на решение следующих задач психолого-педагогического сопровождения: своевременное внесение в базу проявившего себя ребенка сбор полной информации о ребенке и его потенциальных способностях, независимо от места его проживания; сбор информации об особенностях развития ребенка и особенностях его семьи; информация о педагогах (кураторах), дети которых демонстрируют высокие достижения. Указанная информация позволяет: своевременно включать детей в систему групповых и индивидуальных занятий по развитию их потенциальных возможностей; своевременно оказывать психологическую помощь ребенку и его семье; выстраивать маршруты развития ребенка в зависимости от его особенностей; подключать детей к занятиям со «значимыми» педагогами, независимо от места проживания ребенка. 3.Система продвинутых предметных занятий и сопровождения одаренных детей. Система выстраивается, начиная со школьного уровня, для детей, начиная с 5-го класса. В конце 4-го класса запускается система тестовых заданий В муниципалитете выделяются учителя-предметники, ученики которых демонстрируют высокие достижения. Указанные группы детей закрепляются за указанными Учитель-предметник является куратором ребенка, обеспечивающим его индивидуальный маршрут в той или иной предметной области. С помощью узких специалистов куратор составляет индивидуальный план сопровождения ребенка, отслеживает его реализацию, вносит изменения, обращается к специалистам в случае возникновения различных проблем Куратор совместно с узкими специалистами и учителями ребенка, работающими в школе, где обучается ребенок, также отслеживает распределение реальных возможностей ребенка и предлагает семье ребенка возможные варианты концентрации на той или иной предметной области. За одним учителем-предметником закрепляется не более 10 детей. Учитель постоянно работает с отобранными детьми в течение Уровни выстраиваются следующим образом:
В случае если ребенок демонстрирует стабильные высокие результаты в определенных предметных областях, и его семья согласна на обучение ребенка в интернате, то ребенок получает приглашение на обучение в краевых общеобразовательных учреждениях, специализирующиеся на работе с одаренными детьми. 4.Система подготовки учителей и специалистов для работы с одаренными детьми. Для подготовки педагогов для работы с детьми в предлагаемой системе краевое государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» разработал модульно-вариативную образовательную программу «Сопровождение, поддержка и развитие одаренных детей», которая включает в себя общий блок, касающийся особенностей развития одаренных детей, умение составлять индивидуальные образовательные программы сопровождения детей, умение работать в дистанционном режиме с детьми, выстраивать научно-исследовательские занятия и т.д.
Вернуться назад |