ВОЗДЕЙСТВИЕ ВИРТУАЛЬНОЙ
ЖИЗНИ: ИЛЛЮЗИИ СОЦСЕТЕЙ
«Мультиреальность» как ценность и проблема
Современные дети и взрослые существуют одновременно в двух
реальностях – реальной и виртуальной. Перенос частной жизни в
виртуальное пространство приводит к тому, что цифровой мир не
просто дополняет реальную жизнь, а становится ее полноценной частью.
Это называют «мультиреальностью».
Ключевой вопрос
Какие существуют проблемы в «мультиреальности», как их
минимизировать?
Внимание! Виртуальная жизнь может целиком заменить реальную, люди пытаются
переносить шаблоны и модели подведения из виртуального мира в
реальный.
Признаки чрезмерного погружения человека в виртуальный мир:
• Если во время разговора или дискуссии в реальной жизни человек не может отстоять свою
точку зрения, он попытается «забанить» (заблокировать) собеседника так, как сделал бы это в
соцсети – уйти от разговора, перестать отвечать, игнорировать собеседника.
• Многие дети сегодня учатся пользоваться смартфонами и Интернетом еще до того, как
научатся писать и читать. С самого раннего возраста они начинают поглощать огромное
количество не самого качественного развлекательного контента. Каждый четвертый ребенок
в возрасте от 0 до 12 месяцев использует Интернет. Более половины детей в возрасте до 3
лет используют Интернет каждый день. Это приводит к изменению умственного развития,
ухудшению памяти и социальных навыков.
• Происходящее в социальных сетях представляет для детей больший интерес, чем собственные
впечатлений в реальной жизни. Всё интересное, что происходит в жизни, необходимо
фотографировать и выкладывать в соцсети. Например, достопримечательность на отдыхе
необходимо сфотографировать и «запостить» в соцсети. Публикация для пользователя
гораздо важнее, чем сама достопримечательность.
Преодолевайте иллюзии! Соцсети постоянно создают иллюзии, которым
подвержено большинство пользователей. Эти иллюзии часто переносятся
и в реальный мир:
Иллюзия недолговечности – большинство пользователей уверено, что все, что они выложили в
сеть, будет жить несколько часов или дней. Но старые публикации никуда не пропадают, даже если
их удалить. Они хранятся и формируют обширный цифровой след об авторе, их можно восстановить
и использовать для шантажа или компромата. По данным Лаборатории Касперского, 22% детей
выкладывали в Интернет информацию, о размещении которой в последствии жалели.
Иллюзия доброжелательности – авторы публикаций в социальных сетях ожидают видеть
похвалу и одобрение в свой адрес. Несогласных или возмущенных людей можно просто
«забанить», так они не смогут комментировать и даже просматривать публикации пользователя.
Чем больше пользователь находится в плену этой иллюзии, тем меньше он готов к нападениям
недоброжелателей и «троллей» в соцсети и тем сильнее будет травмирован в случае травли или
агрессии. 30% детей, по данным Лаборатории Касперского, близко знакомы с травлей в социальных
сетях – они либо сами были ей подвержены, либо становились очевидцами подобного.
Иллюзия ценности – многие пользователи уверены, что все, что они пишут и публикуют – нужно
и полезно для остальных пользователей. В какой-то степени, это действительно так. Только вся эта
информация нужна и полезна не для других пользователей, а для самой соцсети и ее разработчиков.
Ведь чем больше информации о себе вы опубликуете, тем более точный портрет смогут собрать о
вас алгоритмы соцсетей и тем более дорогую рекламу смогут вам показывать.
Полезные советы:
• Не переносите поведение из социальных сетей в реальный мир! Общение с собеседником
лично совершенно не похоже на общение в чате.
• Внимательно относитесь к тому, что публикуете! Если вы не готовы столкнуться с критикой –
лучше не публиковать. В Интернете много недоброжелателей.
• Помните, что любая информация в Интернете, фото, видео или сообщения могут быть
восстановлены даже спустя много лет после удаления.
• Общайтесь с людьми в реальности, а не в социальных сетях. Чем меньше вы пользуетесь
смартфоном, тем лучше!
Личный пример
Отключайте смартфон хотя бы на несколько часов в день. Цените время,
которое вы проводите вместе с семьей, не тратьте его на социальные сети
и приложения.
По данным исследования ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения)
почти каждый третий (29%) пользователь соцсетей и мессенджеров в России тратит на них
более 3 часов в день, а среди молодежи 18-24 лет эта цифра достигает 72%.