Главная > Семинары, совещания, практи > Практика «Кейс по реализации ДООП в сетевой форме»

Практика «Кейс по реализации ДООП в сетевой форме»


01 марта 2022. Разместил: Guseva

Содержательное описание практики:

Практика по реализации ДООП в сетевой форме на территории района представляет собой организационно-управленческую модель:
на уровне управления образования есть рабочая группа, которая разрабатывает нормативно-правовую базу и является переговорной площадкой с администрацией образовательных организаций района, МАОУ ДО «Центр дополнительного образования» (далее Центр) - базовая организация, которая разрабатывает и реализует на территории района ДООП в сетевой форме. В договорах о сетевой форме реализации между Центром и образовательными организациями Курагинского района предусматривается назначение в каждой организации координатора для совместной работы. В образовательных организациях, в которых лицензировано дополнительное образование, назначенный координатор или педагог дополнительного образования взаимодействует с педагогической командой Центра, реализующей ДООП, занимается оформлением необходимой документации между образовательной организацией и Центром в рамках реализации ДООП, обеспечивает получение обучающимися заданий, предусмотренных заочными модулями ДООП посредством электронной почты или через официальный сайт учреждения, обеспечивает при необходимости проведение занятий с помощью Skype, Zoom. Очные модули ДООП -«погружения» реализуются в местах осуществления деятельности Центра с привлечением сотрудников иных организаций.

Перечень ДООП, который реализуется на территории района в сетевой форме утверждается руководителем управления образования, сами программы –директором Центра и директорами школ. В образовательных организациях разрабатываются и утверждаются локальные акты, создается комиссия для зачета результатов обучающихся Центра в общеобразовательной организации. При разработке индивидуальных образовательных программ с целью уменьшения нагрузки на учащихся школ, которые обучаются еще и в Центре, учитываются в соответствии с индивидуальными учебными планами результаты по ДООП.

Предыстория

Курагинский район – один из самых больших районов юга края, территория района 24, 037 кв.км. Удаленность образовательных учреждений от районного центра составляет от 70 до 100 км. Во многих населенных пунктах плотность населения достаточно низкая, школы в большинстве своем малокомплектные. Социально-экономические факторы: расположение в труднодоступной местности многих населенных пунктов, где отсутствуют промышленные и сельскохозяйственные предприятия, закрытие градообразующих предприятий в поселках городского типа, расположенных на территории района, слабый уровень транспортной доступности и др. тормозят развитие муниципальной системы образования. Школы зачастую не имеют внутренних резервов для компенсации негативного влияния внешних факторов на образовательный процесс. Кроме того, с 2010 года школы стали лицензировать дополнительное образование, и в муниципальной системе образования начались процессы интеграции общего и дополнительного образования. Все это способствовало возникновению на территории района сетевых ДООП. Центр всегда тесно сотрудничал со всеми образовательными организациями района, реализовывал программы вместе со школами, называя их районными дополнительными образовательными программами. Первая такая программа «Журналистика» реализовывалась на территории района с 2003 года. ?, как только появилось понятие сетевых программ, учреждение стало инициатором реализации на территории района ДООП в сетевой форме. С 2012 года на территории района Центр реализует программы с использованием сетевой формы, разработав для этого всю необходимую нормативно-правовую базу. В 2015 году учреждение стало победителем II Краевого конкурса дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых в сетевой форме. Нормативно-правовая база по реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ Центра в сетевой форме была представлена краевым экспертам, в число которых вошли представители службы по контролю в области образования, Краевого института повышения квалификации работников образования и другие специалисты. В 2016 году – победителем III Краевого конкурса дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых в сетевой форме в номинации «Организационно-управленческие модели». В 2017 году – победителем конкурсного отбора на предоставление грантов в форме субсидии для тиражирования опыта по реализации дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме. За счет гранта было издано методическое пособие с рекомендациями по внедрению муниципальной организационно- управленческой модели реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в сетевой форме, в котором приведены примеры взаимозачетов с образовательными организациями по одной из программ. В 2019 году в ходе реализации национального проекта «Цифровая образовательная среда» 15 школ района были подключены к высокоскоростному интернету, что позволило значительно улучшить возможности информационной доступности и широко применить при реализации программ в сетевой форме дистанционные образовательные технологии.

Какие задачи решает:

- обеспечить доступность и равные возможности получения дополнительного образования школьникам района за счет реализации ДООП Центра с использованием сетевой формы и применением дистанционных образовательных технологий;

- обеспечить эффективное социальное и образовательное партнерство с учреждениями и организациями района для развития способностей каждого ребенка с обеспечением выбора ими индивидуального образовательного маршрута в соответствии со своими интересами;

- уменьшить нагрузку на учащихся школ, которые обучаются еще и в учреждении дополнительного образования (Центре) и выбирают ДООП в соответствии со своим индивидуальным учебным планом, с дальнейшим взаимозачетом их результатов.

Кто вовлечен (организации, целевые группы)

школьники Курагинского района, обучающиеся по ДООП в сетевой форме (около 700 чел), и их родители (законные представители), сотрудники иных организаций, участвующих в реализации программ в сетевой форме

Содержание, форматы и организация деятельности

Договоры о сетевой форме реализации ДООП Центра заключаются ежегодно с 21 образовательной организацией Курагинского района и 5 иными организациями: МКУ «Управление культуры администрации Курагинского района», КГАУ «Редакция газеты «Тубинские вести», ОГ?БДД МО МВД «Курагинский», КГКУ «Центр занятости населения Курагинского района».  С иными организациями заключены договоры о сетевой форме реализации ДООП, но это скорее «кадровое донорство» на безвозмездной основе - специалисты ведут мастер-классы, помогают с экспертной оценкой различных творческих материалов обучающихся. В 2020-2021 году Центр реализует уже 7 дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (далее ДООП): ДООП «Я – исследователь», ДООП «Школа молодежных СМ?», ДООП «Английский без границ»: ДООП «Радуга дорожной безопасности»: ДООП «Школа активного гражданина» (ШАГ): ДООП «Мода и стиль», ДООП «IT-палитра», по которым обучается 653 школьника района.

Все программы Центра, в том числе и сетевые, зарегистрированы в автоматизированной информационной системе «Навигатор дополнительного образования» (далее А?С «Навигатор»). ДООП реализуются за счет муниципального бюджета или персонифицированного финансирования дополнительного образования детей (ПФДОД). В настоящий момент три сетевые программы персонифицированы. Локальным актом Центра определен вид документа, подтверждающий освоение ДООП, он выдается после прохождения итоговой аттестации обучающегося и подписывается директором. Для проведения зачета результатов общеобразовательная организация тоже должна быть зарегистрирована в А?С «Навигатор», локальным актом организации  в ней должна быть создана комиссия для установления соответствия результатов пройденного обучения по ДООП Центра (ее части), планируемым результатам обучения по соответствующей части осваиваемой образовательной программы общеобразовательной организации. Образовательная организация должна иметь локальный нормативный акт (Положение) о форме оценивания фактических достижений обучающихся, планируемых результатов части осваиваемой образовательной программы за счет освоения ДООП Центра. Она же разрабатывает процедуру установления соответствия, учитывая случаи, при которых проводится оценивание и формы его проведения. Зачет осуществляется посредством сопоставления планируемых результатов по соответствующей части (учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю), практике) образовательной программы, которую осваивает обучающийся (далее - часть осваиваемой образовательной программы), и результатов пройденного обучения по ДООП. Обучающийся, которому произведен зачет, может быть переведен на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе на ускоренное обучение, в порядке, установленном локальными нормативными актами общеобразовательной организации. Кроме того, для школ это взаимовыгодное партнерство при реализации ДООП в сетевой форме, Центр обеспечивает внеурочную деятельность школьников в соответствии с их интересами, реализует программы в соответствии с выбранным учащимися профилем в школе, заключает договоры с иными организациями о проведении практических занятий и организации мест профессиональных проб.

Как оформляется документально, институционально

В 2020 году в соответствии с приказом управления образования администрации Курагинского района №315/1 от 21.08.2020г. «О создании рабочей группы» была утверждена рабочая группа, в которую вошли методисты управления образования, работники Центра, учителя-предметники. Рабочая группа разрабатывает нормативно-правовую базу, предлагает формы индивидуальных образовательных программ (далее ?ОП) и индивидуальных образовательных маршрутов (далее ?ОМ) для одаренных и талантливых учащихся. Для внедрения ?ОМ, ?ОП с целью выявления, сопровождения и оказания методической помощи, рабочая группа осуществляет взаимодействие с образовательными организациями района. В результате, управлением образования были изданы приказы: № 344 от 29.09.2020г. «О реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в сетевой форме на территории Курагинского района», № 83 от 03.03.2021 г «О порядке зачета организациями, осуществляющих образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися дополнительных общеобразовательных программ». Сетевые ДООП Центра рекомендованы к использованию при разработке ?ОМ и ?ОП в школах района.

Как финансируется

ДООП финансируются из местного бюджета на выполнение Центром муниципального задания. Возможно привлечение к реализации ДООП Центра педагогов дополнительного образования общеобразовательных организаций, и тогда часть программы реализуется за счет нормативного финансирования дополнительного образования (имеется в виду оплата педагогу дополнительного образования школы за счет нормативного финансирования части часов ДООП Центра).

Какие результаты достигнуты

Предметный материал, на котором формируются образовательные результаты, учитывает интересы детей, желание к самопозиционированию, то есть к выбору своей позиции в значимых социальных вопросах.  Специалисты КГАУ «Редакция газеты «Тубинские вести», МКУ «Управление культуры администрации Курагинского района» проводят мастер-классы для обучающихся, что способствует приобретению обучающимися профессиональных компетенций. Продуктно-деятельностный подход позволяет через события-индикаторы отслеживать образовательные результаты обучающихся. Так, например, юные журналисты (ДООП «Школа молодежных СМ?) проводят фото и видеосъёмки на общественно- значимых мероприятиях района, таких как: «Гордость и трудовая слава», «IV Муниципальный форум «Комфортная среда проживания», пресс-конференция «Диалог поколений»; традиционные праздники: «Масленица», фестиваль «Курага» и т.д. Материалы обучающихся публикуются в полосе «Перемена»  в КГАУ «Редакция «Тубинские вести»», в районной детской газете «?нформдесерт», которую издает Центр. Результаты успешной деятельности обучающихся по ДООП размещены на сайте Центра http://www.rrc-kuragino.ru, на канале https://www.youtube.telefreestyle_tv. Готовые продукты - видеоролики размещаются на каналах в Uoutube, «Телефристайл. Медиашкола»: https://www.youtube.com/channel/UC4TSKMo7XyaqdNqalp2eo6Q. На канале ТелефристайлTV https://www.youtube.com/channel/UC80nH90cwOatTCkVF4ElywA

Обучающиеся по ДООП «Английский без границ» готовят видео-экскурсии на английском языке о туристических привлекательных местах Курагинского района на канале «English Club Kuragino», совместно с МКУ «Управление культуры администрации Курагинского района» разрабатывают  рекламный проспект на английском языке о популярных туристических маршрутах Курагинского района.

Специалисты ОГ?БДД в рамках реализации ДООП «Радуга дорожной безопасности, выступают на мастер-классах, работают в роли экспертов при проведении конкурсов по правилам дорожного движения, консультируют педагогов по работе со школьниками в данном направлении и совместно с обучающимися проводят профилактические рейды на дорогах «Вежливый водитель», «Дорожный патруль». По ДООП «ШАГ» Специалисты  КГКУ «Центр занятости населения Курагинского района» представляют на мастер-классах профессии, в которых нуждается район.  Проводят тесты по профориентации, определяя способности к той или иной профессии.  Обучающиеся разрабатывают бизнес-проекты, которые помогают им почувствовать себя в роли предпринимателей и т.д.

Три ДООП Центра персонифицированы: «Школа молодежных СМ?», «Мода и стиль», «Английский без границ».  Это значит, что среди родителей и детей программы пользуются спросом, так как дети и родители самостоятельно их выбирают  и регистрируются  через А?С «Навигатор», предоставляя затем в Центр сертификаты.


Вернуться назад