Главная > Полезная информация педаго > Теоретический материал Поповой О.В.на методическом объединении

Теоретический материал Поповой О.В.на методическом объединении


31 марта 2022. Разместил: Guseva

В ситуации перехода Российской Федерации от индустриального к постиндустриальному информационному обществу нарастают вызовы системе образования и социализации человека.

      Все острее встает задача общественного понимания необходимости дополнительного образования как открытого вариативного образования и его миссии наиболее полного обеспечения права человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков.
Актуальной становится такая организация образования, которая обеспечивала бы способность человека включаться в общественные и экономические процессы.
 В Федеральном  Законе  «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г. статья 14, пункты 1, 4 сказано: «Образование является одним из факторов развития общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, на развитие гражданского общества, на укрепление и совершенствование правового государства»,  «Знания должны быть  интегрированы в национальную и мировую культуру».

Даны определения воспитания и обучения.

Воспитание- деятельность, направленная на развитие личности,  создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно- нравственных ценностей  и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками,  и компетенцией; приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение свей жизни.

Говоря о цели воспитательной работы педагогического коллектива, мы с вами в основу ставим создание условий для самореализации и самоопределения обучающихся, формирование основных социально- значимых качеств личности ребенка.

К основным критериям и показателям эффективности воспитательного процесса относят:

- готовность ребенка к самоопределению, самореализации, самоорганизации и самореабилитации;

- развитость индивидуальных способностей обучающегося;

- нравственная направленность личности;

- физическое и психическое здоровье;

- сформированность базовой культуры;

- защищенность и комфортность ребенка.

Прогрессивные изменения в одном из компонентов самости (самопознании, творческом самоопределении, самоуправлении, творческой самореализации, самосовершенствовании) с неизбежностью ускоряет процесс творческого саморазвития личности ребенка в целом.

ПРАВ?ЛО целостного творческого саморазвития личности: «Каждый день хоть в чем-то, но стремитесь изменить себя к лучшему. Пройдет неделя, месяц, год и вы поймете, что вы в целом стали умнее, сильнее, добрее.

Конкурентные преимущества дополнительного образования в сравнении с другими видами формального образования проявляются в следующих его характеристиках:
 
 - свободный личностный выбор деятельности, определяющей индивидуальное развитие человека;
-  вариативность содержания и форм организации образовательного процесса;
-  доступность глобального знания и информации для каждого;
 - адаптивность к возникающим изменениям.

 Анализ этих характеристик позволяет осознать ценностный статус дополнительного образования как уникальной и конкурентоспособной социальной практики наращивания мотивационного потенциала личности и инновационного потенциала общества.
Ключевая социокультурная роль дополнительного образования состоит в том, что мотивация внутренней активности саморазвития детской и подростковой субкультуры становится задачей всего общества, а не отдельных организационно-управленческих институтов: детского сада, школы, техникума или вуза. ?менно в XXI веке приоритетом образования должно стать превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности, где воспитание человека начинается с формирования мотивации к познанию, творчеству, труду, спорту, приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа.
Общественное признание ценностного статуса дополнительного образования детей и его миссии позволит реализовать меры государственной политики, заложенные в указах Президента Российской Федерации.           
 
 В постиндустриальном обществе, где решены задачи удовлетворения базовых потребностей человека, на передний план выдвигаются ценности самовыражения, личностного роста и гражданской солидарности. Применительно к образованию это означает переход от задачи обеспечения доступности и обязательности общего, "массового" образования к задаче проектирования пространства персонального образования для самореализации личности. Образование становится не только средством освоения всеобщих норм, культурных образцов и интеграции в социум, но создает возможности для реализации фундаментального вектора процесса развития человека, поиска и обретения человеком самого себя.
 
 
Отказ государства от решения этой задачи может привести к рискам стихийного формирования идентичности в периферийных (субкультурных) пространствах социализации.
 Средством профилактики этих рисков, ответом на вызовы глобализации становится проектирование персонального образования как информационно насыщенного социокультурного пространства конструирования идентичности.
 
 Такое образование принципиально расширяет возможности человека, предлагая большую свободу выбора, чтобы каждый мог определять для себя цели и стратегии индивидуального развития. Оно направлено на обеспечение персонального жизнетворчества обучающихся в контексте позитивной социализации как здесь и сейчас, так и на перспективу в плане их социально-профессионального самоопределения, реализации личных жизненных замыслов и притязаний.
 
 В дополнительном образовании детей познавательная активность личности выходит за рамки собственно образовательной среды в сферу самых разнообразных социальных практик. Становясь членами высоко мотивированных детско-взрослых образовательных сообществ, дети и подростки получают широкий социальный опыт конструктивного взаимодействия и продуктивной деятельности. В этих условиях дополнительное образование осознается не как подготовка к жизни или освоение основ профессии, а становится суть основой непрерывного процесса саморазвития и самосовершенствования человека как субъекта культуры и деятельности.

Персонализация дополнительного образования усиливает его преимущества по сравнению с другими институтами формального образования посредством актуализации следующих аспектов:
 -  участие в вариативных развивающих образовательных программах на основе добровольного выбора детей (семей) в соответствии с их интересами, склонностями и ценностями;
 - возможность выбора режима и темпа освоения образовательных программ, выстраивания индивидуальных образовательных траекторий (что имеет особое значение применительно к одаренным детям, детям с ограниченными возможностями здоровья);
-  право на пробы и ошибки, возможность смены образовательных программ, педагогов и организаций;
-  неформализованность содержания образования, организации образовательного процесса, уклада организаций дополнительного образования;
 - вариативный характер оценки образовательных результатов;
 - тесная связь с практикой, ориентация на создание конкретного персонального продукта и его публичную презентацию;
 - возможность на практике применить полученные знания и навыки;
 разновозрастный характер объединений;
 - возможность выбрать себе педагога, наставника, тренера.

 Важной отличительной чертой дополнительного образования детей также является открытость, которая проявляется в следующих аспектах:
-  нацеленность на взаимодействие с социально-профессиональными и культурно-досуговыми общностями взрослых и сверстников, занимающихся тем же или близким видом деятельности;
 - возможность для педагогов и учащихся включать в образовательный процесс актуальные явления социокультурной реальности, опыт их проживания и рефлексии;
 благоприятные условия для генерирования и реализации общественных как детских (подростковых), так и взрослых инициатив и проектов, в том числе развития волонтерства и социального предпринимательства.
 Дополнительное образование детей является важным фактором повышения социальной стабильности и справедливости в обществе посредством создания условий для успешности каждого ребенка независимо от места жительства и социально-экономического статуса семей. Оно выполняет функции "социального лифта" для значительной части детей, которая не получает необходимого объема или качества образовательных ресурсов в семье и общеобразовательных организациях, компенсируя, таким образом, их недостатки, или предоставляет альтернативные возможности для образовательных и социальных достижений детей, в том числе таких категорий, как дети с ограниченными возможностями здоровья, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
 
В настоящее время в условиях информационной социализации дополнительное образование детей может стать инструментом формирования ценностей, мировоззрения, гражданской идентичности подрастающего поколения, адаптивности к темпам социальных и технологических перемен

В основополагающих документах по дополнительному образованию, в том числе в концепции развития дополнительного образования детей целью определено:

- обеспечение прав ребенка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию;
 - расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей в сфере образования;
 - развитие инновационного потенциала общества.

 Для достижения  этих целей   необходимо решать следующие задачи:

 - развивать дополнительное персональное образование как ресурс мотивации личности к познанию, творчеству, труду, искусству и спорту;
 - проектировать мотивирующие образовательные среды как необходимое условие "социальной ситуации развития" подрастающих поколений;
 - интегрировать дополнительное  образование в  направленные на расширение вариативности и индивидуализации системы образования в целом;
 - разработать инструменты оценки достижений детей и подростков, способствующих росту их самооценки и познавательных интересов в   дополнительном образовании, диагностировать мотивацию достижений личности;
 - повышать вариативность, качество и доступность дополнительного образования для каждого;
 - обновлять  содержание дополнительного образования детей в соответствии с интересами детей, потребностями семьи и общества;
 - обеспечивать условия для доступа каждого к глобальным знаниям и технологиям;
 - развивать  инфраструктуру дополнительного образования детей за счет государственной поддержки и обеспечивать инвестиционную привлекательность;
-  создать механизм финансовой поддержки права детей на участие в дополнительных общеобразовательных программах независимо от места проживания, состояния здоровья, социально-экономического положения семьи;
 - сформировать эффективную межведомственную систему управления развитием дополнительного образования детей;
 - создать условия для участия семьи и общественности в управлении развитием системы дополнительного образования детей.

  Планируется  достичь следующие результаты:
-  дополнительными общеобразовательными программами  будет охвачено не менее 75 процентов детей в возрасте от 5 до 18 лет;
 - сформирована мотивация и обеспечены возможности выбора детьми дополнительных общеобразовательных программ на основе собственных интересов и увлечений из широкого спектра предложений со стороны организаций, осуществляющих образовательную деятельность, индивидуальных предпринимателей;
-  созданы условия и сформированы компетенции для использования детьми и молодежью ресурсов неформального (Неформальное образование — любой вид организованной и систематической деятельности, которая может не совпадать с деятельностью школ, колледжей, университетов и других учреждений, входящих в формальные системы образования)  и информального образования (?нформальное образование является общим термином для образования за пределами стандартной образовательной среды — индивидуальная познавательная деятельность, сопровождающая повседневную жизнь и не обязательно носящая целенаправленный характер; спонтанное образование...)

в целях саморазвития, профессионального самоопределения и продуктивного досуга;
 - сформированы механизмы финансовой поддержки прав детей на участие в дополнительном образовании;
-  семьям с детьми предоставлен доступ к полной объективной информации о конкретных организациях и дополнительных общеобразовательных программах, обеспечена консультационная поддержка в выборе программ и планировании индивидуальных образовательных траекторий;
 - сформированы эффективные механизмы государственно-общественного межведомственного управления дополнительным образованием детей;
 - реализуются модели адресной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, одаренными детьми;
 - обеспечено высокое качество и обновляемость дополнительных общеобразовательных программ за счет создания конкурентной среды, привлечения квалифицированных кадров, сочетания инструментов государственного контроля, независимой оценки качества и саморегулирования;
-  действуют эффективные механизмы стимулирования и поддержки непрерывного профессионального развития педагогических и управленческих кадров;
-  сфера дополнительного образования детей является привлекательной для инвестиций и предпринимательской инициативы;
-  созданы благоприятные условия для деятельности организаций негосударственного сектора, государственно-частного партнерства, инновационной активности, научно-производственной кооперации в сфере разработки развивающих предметно-пространственных сред и продукции для оснащения образовательных программ;
-  создана комплексная инфраструктура современного детства, удовлетворяющая общественным потребностям в воспитании, образовании, физическом развитии и оздоровлении детей.

В результате этого  будет обеспечено:
-  повышение удовлетворенности молодого поколения и семей качеством своей жизни за счет возможностей самореализации, предоставляемых системой дополнительного образования;
 - сокращение асоциальных проявлений среди несовершеннолетних, снижение масштабов распространения в подростковой среде курения, алкоголизма, наркомании, игромании;
 - рост физической подготовленности детей и снижение заболеваемости детей и молодежи, формирование мотивации к здоровому образу жизни;
- увеличение числа детей, регулярно занимающихся спортом и готовых продолжить свое обучение в спортивных школах и профессиональных образовательных организациях в области физической культуры и спорта;
 - укрепление социальной стабильности общества за счет сформированных в системе дополнительного образования ценностей и компетенций, механизмов межпоколенческой и межкультурной коммуникации;
 - формирование у молодого поколения гражданской позиции, патриотизма;
 дополнительная инвестиционная привлекательность территорий за счет повышения уровня человеческого и социального капитала;
-  повышение конкурентоспособности выпускников образовательных организаций на основе высокого уровня полученного образования, сформированных личностных качеств и социально значимых компетенций;
 - повышение социально-экономической эффективности вложений общества в систему образования за счет получения более высокого качества социальных результатов.

Проблема профессионального самоопределения всегда являлась важной как для каждого конкретного человека,  так и для всего общества в целом.  Только работа в соответствии со своими способностями приносит человеку удовлетворение от вложенного труда,  а обществу – профессионала высокого класса.  

Профессиональная ориентация рассматривается как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развитию и самореализации духовных и физических возможностей, формирования адекватных им профессиональных планов и намерений, реалистичного образа себя как профессионала. ?менно поэтому изучение и проведение профориентации детей подросткового возраста в   учреждениях дополнительного образования стала наиболее актуальной на сегодняшний момент.

Еще в конце 1980-х годов, в совершенно иных социально-экономических условиях, ученые говорили о том, что «необходимо как можно раньше начинать целенаправленную индивидуальную работу с учащимися по формированию у них профессиональных интересов и мотивов выбора. Правильный выбор профессии предполагает сочетание трех факторов: мотивация, способность и необходимость - и может выражаться формулой - хочу + могу + надо = выбираю.

Профессиональное определение личности обусловливают:- социальная направленность, определяющая отношение человека к действительности: потребности, интересы, мировоззрение, убеждения, мотивы поведения;

- индивидуально приобретенный жизненный опыт, определяющий уровень развития личности (запас знаний, навыков, умений, привычек, усвоенных в ходе обучения и воспитания человека);

- особенности психических процессов (ощущение, восприятие, представления, мышление, воображение, воля, эмоции);

- физиологические и биологические особенности человека (характеристики нервной системы, физическая сила, выносливость и др.).

Система дополнительного образования традиционно была сферой, основной задачей которой являлось создание условий для самореализации, самопознания и самоопределения личности ребенка, сферой, позволяющей подростку определиться личностно, социально и профессионально.

 Большую помощь ребенку могло бы оказать создание индивидуального маршрута перспективного профессионального самоопределения, реализация которого может быть возложена на учреждения дополнительного образования детей как личностно-ориентированной гибкой, открытой системы.

 У нас в Центре дети  могут например познакомиться с работой теле- и радиоведущих, режиссеров и звукооператоров, работой в кадре, основами записи и монтажа.  Они  выступают в роли  авторов новостных роликов, тематических сюжетов.

Современный взгляд на социальную и профессиональную успешность заключается в том, что успешность не дается человеку от рождения, а формируется. Поэтому наша задача – выявить и развить способности каждого ребенка, помочь ему осознанно сделать правильный жизненный выбор, так как главная награда для педагога – знать, что его ученик состоялся личностно, достиг социального и профессионального самоутверждения.  

К тому же учреждения дополнительного образования имеют гораздо большие по сравнению с общеобразовательными учреждениями возможности по ведению новых образовательных программ, их варьированию и увеличению сроков  обучения по ним, привлечению к участию в образовательном процессе специалистов различных областей.

Таким образом, профессиональное самоопределение обучающегося является важной характеристикой социально-психологической зрелости его личности, ее потребностью в самореализации и самоактуализации.

Общим результатом дополнительного образования детей  является адаптация обучающихся к жизни в обществе, профессиональное самоопределение, формирование и развитие его творческих способностей, удовлетворение его индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании.

Результатом освоения образовательных программ дополнительного образования детей  является приобретение обучающимися знаний, умений и навыков.

Объяснение некоторых терминов:

КОМПОНЕНТЫ «САМОСТ?»

Самопознание — это изучение личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя. Оно начинается в младенчестве и продолжается всю жизнь. Знание о себе формируется постепенно по мере познания внешнего мира и самого себя.

Самоопределение — это процесс и результат выбора личностью своей позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни; основной механизм обретения и проявления человеком свободы.

Самоуправление — состояние, при котором субъект и объект управления совпадают, такой характер процессов объекта, являющегося условно замкнутой системой, при которых не происходит непосредственного контроля над ними — целеполагание осуществляется самим объектом сообразно своим  свойствам, которые могут быть запрограммированы определённым образом при его создании. Также это свойство систем формировать и реализовать информационную программу своего функционирования и развития.

Самореализа́ция — реализация потенциала личности. Аристотель писал, что счастье достижимо через реализацию своих потенциальных возможностей. Проблематику самореализации активно разрабатывал американский психолог А. Маслоу.

Социальное самоопределение – это определение себя относительно выработанных в обществе и принятых данным человеком критериев принадлежности к определенной сфере общественных отношений и определенному социальному кругу.

Самоактуализа́ция — стремление человека к наиболее полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. В некоторых направлениях современной западной психологии самоактуализация выдвигается на роль главного...

Самовыражение- выражение себя, своей индивидуальности в какой-либо деятельности.

Самосовершенствование – это сознательная и непрерывная работа над личностным ростом, формирование различных качеств, навыков и свойств.

?нформальное образование является общим термином для образования за пределами стандартной образовательной среды — индивидуальная познавательная деятельность, сопровождающая повседневную жизнь и не обязательно носящая целенаправленный характер; спонтанное образование, реализующееся за счёт собственной активности индивидов в окружающей его культурно-образовательной среде; общение, чтение, посещение учреждений культуры, путешествия, средства массовой информации и т. д., когда взрослый превращает образовательные потенциалы общества в действенные факторы своего развития, результат повседневной рабочей, семейной и досуговой деятельности, не имеет определенной структуры.

?нформальное образование является общим термином для образования за пределами стандартной образовательной среды — индивидуальная познавательная деятельность, сопровождающая повседневную жизнь и не обязательно носящая целенаправленный характер; спонтанное образование...

Неформальное образование — любой вид организованной и систематической деятельности, которая может не совпадать с деятельностью школ, колледжей, университетов и других учреждений, входящих в формальные системы образованияСклонности - это врожденное или приобретенное предпочтение индивидом определенных видов операций или деятельности.

Способность - это преимущественное развитие определенных психических и физиологических особенностей человека, являющихся условием быстрого и успешного освоения индивидом конкретного вида деятельности.

?дентичность (лат. Identitas, англ. Identity) — свойство психики человека в концентрированном виде выражать для него то, как он представляет себе свою принадлежность к различным социальным, экономическим, национальным, профессиональным, языковым, политическим, религиозным, расовым и другим группам или иным общностям, или отождествление себя с тем или иным человеком...

Периферийный -  универсальное прилагательное, используемое в ряде обстоятельств, когда необходимо провести различия между предметами, событиями или процессами, которые являются внешними, наружными (то есть периферийными) и теми, которые являются внутренними или центральными.

Субкультура (лат. sub — под и cultura — культура; подкультура) — понятие (термин) в социологии, антропологии и культурологии, обозначающее часть культуры общества, отличающейся своим поведением от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры.


Вернуться назад