Последние новости
Одаренные дети: новый формат работы
14 мая МАОУ ДО «Центр дополнительного образования», который курирует работу с одаренными детьми и талантливой молодежью на территории Курагинского района, совместно с управлением образования, провел семинар-совещание «Одаренные дети: новый формат работы». При подготовке мероприятия нам оказывал всяческое содействие Межрайонный ресурсный центр по работе с одаренными детьми КГБОУ СПО «Минусинский педагогический колледж им. Пушкина» под руководством М.В. Логиновой, специалисты помогали консультациями, методическими материалами и рекомендациями. В результате совместной деятельности кураторы по работе с одаренными детьми образовательных организаций района отметили содержательность и эффективность семинара и подчеркнули, что это поможет им выстроить работу по сопровождению талантливых учащихся в своих образовательных организациях.
С 2005 года на территории Курагинского района реализуется подпрограмма «Одарённые дети» муниципальной программы «Развитие образования Курагинского района». МАОУ ДО «Центр дополнительного образования» (далее Центр) является куратором по работе с одаренными детьми в районе и проводит комплекс мероприятий в рамках подпрограммы. Целью этой подпрограммы является создание на территории муниципалитета образовательной среды для выявления, поддержки и развития способностей каждого ребенка с обеспечением выбора ими индивидуального образовательного маршрута в соответствии со своими интересами. Следует отметить, что школьники нашего района активно принимают участие в мероприятиях различного уровня: школьного, муниципального, регионального. Центр совместно с образовательными организациями обеспечивает участие детей, у которых выявили способности в различных направлениях (победителей и призеров) в мероприятиях более высокого уровня, тем самым обеспечивая их сопровождение. Но с утверждением таких документов, как Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» национального проекта «Образование», Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей», Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, определяющих стратегию развития образования, стало ясно, что необходимо полностью перестроить работу по сопровождению одаренных и талантливых детей на уровне муниципалитета.
На семинаре-совещании присутствовали 18 представителей от образовательных организаций – кураторы по работе с одаренными детьми. В начале совещания выступила К.Н Березина, методист управления образования. Ксения Николаевна представила участникам мероприятия итоги реализации Федерального проекта «Успех каждого ребенка» на территории района и достижения курагинских школьников в олимпиадах и конкурсах Федерального перечня. Муниципальный координатор по работе с одаренными детьми и талантливой молодежью на территории района О.В.Попова, методист Центра, выступила по теме: «Организация сопровождения одаренных детей в образовательных организациях». Ольга Викторовна подробно рассказала присутствующим, что такое индивидуальный образовательный маршрут, индивидуальная образовательная программа, проектно-образовательный маршрут (далее ?ОМ, ?ОП, ПОМ) и ответила на вопросы кураторов, в чем их различие, как организовать деятельность по их разработке и реализации на базе образовательной организации. О роли дополнительного образования в работе с одаренными и талантливыми детьми говорила на совещании Т.Г. Гусева, заместитель директора Центра по методической работе. Татьяна Георгиевна отметила, что для внедрения ?ОМ в школах должно осуществляться взаимодействие общеобразовательных учреждений с заинтересованными структурами, партнёрами: учреждениями дополнительного образования, спорта, культуры и др. Она пояснила присутствующим, что это необходимо учитывать при разработке составлении ?ОМ, ?ОП или ПОМ и использовать не только учебные предметы (курсы), но и дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы, реализуемые на территории района в сетевой форме: «Школа молодёжных СМ?», «Английский без границ» «Я - исследователь», «IT-Палитра», «Мода и стиль», «ШАГ» и т.д, а также программы, реализуемые на базе школ. Кроме того, обратила внимание на включение в образовательный процесс электронных образовательных ресурсов, различных площадок муниципального и регионального уровней и обозначила, что такой подход к конструированию ?ОМ и ?ОП позволит объединить всех участников образовательного процесса и добиться определенных результатов. Н.С. Корельская, методист Центра, представила итоги организации учебно-исследовательской деятельности на территории района. Наталья Сергеевна продемонстрировала сопровождение детей, показавших особые успехи в этом направлении, показав наглядно, на какие конференции различного уровня были отправлены работы курагинских школьников и каких успехов они достигли.
Вела семинар Назарова Т.В., директор Центра. Татьяна Владимировна подчеркнула, что целью совещания является определение стратегических направлений работы с одаренными детьми и талантливой молодежью муниципальной системы образования на 2021-2022 годы. В своем выступлении она отметила, что достигнуты определённые результаты по сопровождению успешных детей для их самоопределения, самореализации и профориентации. Она сообщила, что в 2020 году была создана рабочая группа по работе в этом направлении, разрабатывался пакет документов. В результате изданы приказы управления образования: № 315/1 от 21.08.2020г «О создании рабочей группы», № 344 от 29.09.2020г. «О реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в сетевой форме на территории Курагинского района», № 83 от 03.03.2021 г «О порядке зачета организациями, осуществляющих образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися дополнительных общеобразовательных программ» и др.
По итогам проведённой диагностики, используя базу «Одарённые дети», в 2020 году разработаны 8 индивидуальных образовательных маршрутов и 7 индивидуальных образовательных программ. ? эти ребята, которых курировали педагоги-наставники, показали хорошие результаты. Есть победители регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников и краевого форума «Научно- технический потенциал Сибири, 12 школьников района внесены в Государственный информационный ресурс, и это явные достижения в работе с данной категорией детей. На сегодняшний день на территории муниципалитета создана образовательная среда по выявлению, поддержке и развитию способностей каждого ребенка с обеспечением выбора ими деятельности в соответствии с их интересами, но предстоит новый серьезный формат работы - выстроить сопровождение одаренных и талантливых детей через разработку ?ОМ, ?ОП или ПОМ и их реализацию. Для этого необходимо разработать нормативно-правовую базу на уровне каждой образовательной организации, создать команду в учреждении, способную решить эти задачи, обеспечить грамотную диагностику способностей обучающихся, организовать курирование этих вопросов на уровне управления образования, разработать «дорожную карту» по сопровождению одаренных и талантливых детей на уровне муниципалитета, а также проводить постоянный мониторинг этой деятельности. Следующий шаг после нашего совещания-семинара - это обсуждение заявленных вопросов с заместителями директоров по учебно-воспитательной работе и директорами образовательных организаций и «запуск» нового формата работы с одаренными детьми и талантливой молодежью во всех образовательных организациях района.