Последние новости
Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
СТРУКТУРА ? ОФОРМЛЕН?Е ДОПОЛН?ТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВ?ВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
1. Основные характеристики программы.
Структуру дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы составляют два основных раздела.
Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»:
− пояснительная записка;
− цель и задачи программы;
− содержание программы;
− планируемые результаты;
Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»:
− календарный учебный график;
− условия реализации программы;
− формы аттестации и оценочные материалы;
− методические материалы;
− рабочие программы (модули) курсов, дисциплин программы;
− список литературы.
Оглавление прописывается в том случае, если программа рассчитана на 3 года и более. В оглавлении указывается перечень основных разделов программы и соответствующие им страницы.
2. Титульный лист программы – страница, предваряющая текст программы, источник идентификационной информации документа. Включает в себя следующие элементы, необходимые для заполнения:
− наименование учреждения, организации согласно формулировке устава организации. Реквизиты в этом поле печатаются заглавными буквами.
− дата и № протокола экспертного совета, рекомендовавшего программу к реализации. В левой части титульного листа выносится: Гриф «РАССМОТРЕНО» (без кавычек, без двоеточия, шрифт 12 кегль) и наименование документа согласования (протокол педагогического или методического совета), его номер и дата проведения.
− гриф утверждения программы, с указанием Ф?О руководителя, даты и номера приказа. Гриф «УТВЕРЖДАЮ» (без кавычек, без двоеточия), располагают в правой части титульного листа, а также наименование должностного лица, утвердившего программу (директор ОУ), его личную подпись, расшифровку подписи и дату утверждения. Дата пишется арабскими цифрами в последовательности: число, месяц, год. Год указывается четырьмя цифрами.
− название программы: заглавными буквами указывают название документа – ДОПОЛН?ТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВ?ВАЮЩАЯ ПРОГРАММА. Если программа комплексная, то указывают название документа - КОМПЛЕКСНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА. Ниже приводят название программы в именительном падеже шрифтом большим, чем название документа (размер от 16 до 18 кеглей). Название программы помещают в кавычки. Целесообразно, когда название отражает содержание и направление деятельности данной программы.
Ниже наименования программы указывают:
− уровень программы: стартовый, базовый, продвинутый;
− возраст обучающихся (не класс!) - наименьший и наибольший, на который рассчитана программа;
− срок реализации программы;
− Ф?О, должность разработчика (-ов) программы: указывают фамилию, имя, отчество без сокращений, его должность. Если программа разрабатывалась педагогом дополнительного образования совместно с методистом, то можно указать следующее: консультант - фамилия, имя, отчество, должность.
− Место (город, другой населенный пункт) и год разработки программы: приводят название города, ниже – год создания программы, слова «город» и «год» при этом не пишутся.
3. Технические требования к оформлению программы
− Объем: 15-25 страниц (без учета титульного листа, содержания, списка литературы и приложения) машинописного текста формата А4 (210 мм x 297 мм) – односторонняя печать.
− Размер полей страницы: левое – 3 см, правое – 1,5 см, верхнее – 2 см, нижнее – 2 см.
− Ориентация листа: книжная. Для таблиц, объемных схем, диаграмм, графиков допустима ориентация листа – альбомная.
− Нумерация страниц: сквозная (через весь текст работы), арабскими цифрами, ставится в нижнем правом углу страницы в соответствии со шрифтом и кеглем основного текста. Нумерация начинается с титульного листа (который учитывает, но на котором номер страницы не отображается).
− Шрифт: Times New Roman.
− Кегль: основной текст и заголовки – 14.
− Начертание текста: основной текст – без выделения; заголовки, наиболее важные места (подпункты, пункты, определения, ключевые слова, названия таблиц, иллюстраций, диаграмм, графиков, схем) – жирный.
− Межстрочный интервал: одинарный.
− Выравнивание на странице: основной текст - по ширине листа, заголовки – по центру.
− Отступ абзаца (красная строка): 1.25 см.
− Расстановка переносов: автоматическая.
− ?ллюстрации, графики, диаграммы (при наличии): черно-белые, читабельные, размещение в тексте – с обтеканием текста сверху и снизу, выравнивание – по центру. Каждая иллюстрация, график, диаграмма подписываются под самим изображением и нумеруется в соответствии со сквозной нумерацией данного объекта.
− Перечисления в тексте, могут быть оформлены в строчку и в столбик. «Перечисления» в столбик выделяются знаком «-», или маркером «Точка».
− Оформление таблиц в тексте: при оформлении таблиц допускается кегль – 12-14, отступ абзаца – 0, выравнивание – по ширине столбца или по центру. В заголовке можно использовать жирное начертание. Каждая таблица нумеруется сквозной нумераций и имеет свой заголовок. выравнивание Таблица - по правому краю, выравнивание названия таблицы – по центру.
− Приложения. Каждый вид документа считается отдельным приложением и идет с нового листа. Внутренний порядок приложений отображается сквозной нумерацией в верхнем правом углу в формате: Приложение 1, Приложение 2 и т.д
− Сохранение документа. Готовый файл дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы сохраняется в формате .PDF.
4. ОФОРМЛЕН?Е СОДЕРЖАН?Е СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ДОПОЛН?ТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВ?ВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ.
4.1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕР?СТ?К ДОПОЛН?ТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВ?ВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ.
4.1.1. ПОЯСН?ТЕЛЬНАЯ ЗАП?СКА
Пояснительную записку рекомендуется начинать с описания нормативно-правовой базы, на которую опирался автор или составитель при написании программы. Этот раздел направлен на отражение общей характеристики программы:
Направленность (профиль) программы
Направленность (профиль) образования - ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы.
Требования к содержанию и оформлению ДООП предлагают следующий перечень направленностей ДООП:
− Программы художественной направленности ориентированы на развитие художественного вкуса, художественных способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия, подготовки личности к постижению великого мира искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа восприятия мира.
− Программы туристско-краеведческой направленности ориентированы на развитие познавательных, исследовательских навыков, обучающихся по изучению природы, истории, культуры родного края. Программы ориентированы на познание истории РСО-А, судеб соотечественников, семейных родословных, являются источником социального, личностного и духовного развития обучающихся.
− Программы технической направленности ориентированы на формирование и развитие научного мировоззрения, освоение методов научного познания мира, развитие исследовательских, прикладных, конструкторских, инженерных способностей учащихся в области точных наук и технического творчества. Сфера возможной будущей профессиональной деятельности «Человек - Техника».
− Программы естественнонаучной направленности ориентированы на развитие познавательной активности, самостоятельности, любознательности, на дополнение и углубление школьных программ по математике, физике, биологии, экологии, химии, окружающему миру, информатике, географии, медицине, информатике, астрономии. Программы способствуют формированию интереса к научно-исследовательской деятельности.
− Программы физкультурно-спортивной направленности - ориентированы на укрепление здоровья, формирование навыков здорового образа жизни и спортивного мастерства, морально-волевых качеств и системы ценностей с приоритетом жизни и здоровья. Программы ориентированы на приобщение детей к здоровому образу жизни, воспитание спортивного резерва страны. Сфера возможной будущей профессиональной деятельности «Человек - Человек».
− Программы социально-гуманитарной направленности - ориентированы на социальную адаптацию детей (в том числе детей с ОВЗ, детей группы «риска» и детей, находящихся в социально опасном положении), на повышение уровня готовности учащихся к взаимодействию с различными социальными институтами, на формирование знаний об основных сферах социальной жизни, на воспитание социальной компетентности, формирование педагогических навыков.
Направленность дополнительной общеобразовательной программы должна соответствовать ее названию и содержанию. В четком соответствии с направленностью общеобразовательной программы, ее названием и поставленной целью, выстраиваются задачи и все содержание программы. Название образовательной программы, её цели, задачи и содержание должны соответствовать одной из вышеперечисленных направленностей.
Характеризуя направленность дополнительной общеобразовательной программы, важно кратко, но аргументировано обосновать принадлежность программы именно к данной направленности. Следует обратить внимание на то, что направленность программы определяется не направлением деятельности (шахматный клуб, танцевальная студия, фольклорный коллектив и т.д.), а ведущей педагогической идеей, выраженной в исходной концепции, целями и задачами программы. Так, например, программа клуба фехтования может быть не физкультурно-спортивной, а социально-педагогической направленности, если в постановке цели педагог делает акцент, прежде всего, на воспитание качеств личности, необходимых для успешной интеграции ребенка в современное общество (лидерских качеств, воли, умения не пасовать перед жизненными трудностями и т.д.).
Новизна и актуальность
Новизна может быть объективной (действительное новшество, ранее нигде и никем не используемое), корпоративной (новшество для данного конкретной организации), субъективной (новшество только для этого педагога). Новизна может быть определена относительно рода занятия, осуществляемого в данном объединении.
Новизна дополнительной общеобразовательной программы предполагает:
− новое решение проблем дополнительного образования;
− новые методики преподавания;
− новые педагогические технологии в проведении занятий;
− нововведения в формах диагностики и подведения итогов реализации программы и т.д.
В формулировках можно использовать отражающие степень новизны слова: «впервые», «конкретизировано», «дополнено», «расширено», «углублено», кратко пояснять, что существенного составитель программы внёс при её разработке в сравнении с известными аналогами по содержанию, методам и организационным формам реализации предлагаемого материала.
Отличительные особенности программы
Отличительные особенности данной дополнительной общеобразовательной программы от уже существующих общеобразовательных программ.
В данном подразделе следует описать наличие предшествующих аналогичных дополнительных общеобразовательных программ и отличие данной программы от программ других авторов, чей опыт использован и обобщен. Нужно указать, как в данной программе расставлены акценты, какие выбраны приоритетные направления.
Также следует указать особенности программы. Является ли программа разноуровневой, модульной, сетевой, дистанционной, с применением дистанционных технологий, адаптированная (для особых категорий).
Адресат программы
Адресат программы - примерный портрет учащегося, для которого будет актуальным обучение по данной программе - возраст, уровень развития, круг интересов, личностные характеристики, потенциальные роли в программе, иные медико-психолого-педагогические характеристики.
В этом подразделе нужно поместить следующую информацию:
− для какой категории детей предназначена программа, степень предварительной подготовки и уровень базового образования; уровень формирования интересов и мотивации к данной предметной области, наличие способностей, физическое здоровье и половая принадлежность детей и т.д.;
− какому возрасту детей адресована программа (диапазон, который охватывает возраст обучающихся от начала до окончания срока обучения), краткая характеристика возрастных и индивидуальных особенностей детей, занимающихся в объединении;
− наполняемость групп (количество обучающихся в каждой учебной группе определяется в соответствии с уставом учреждения, санитарно-гигиеническими требованиями к данному виду деятельности и региональными нормативными документами в сфере дополнительного образования детей);
− предполагаемый состав групп (одного или разных возрастов);
− условия приема детей (в том числе могут быть указаны условия дополнительного набора детей в коллектив на вакантные места, на второй, третий и другие годы обучения), система набора на основании результатов тестирования, прослушивания, собеседования, просмотра работ, наличия базовых знаний в определённой области и т.д.
− наполняемость групп 1 года обучения – 15 человек
− наполняемость групп 2 года обучения – 12 человек
− наполняемость групп 3года обучения и последующих – 10 человек
Срок реализации программы и объем учебных часов
В данном подразделе рекомендуется поместить следующую информацию:
− временные границы, на сколько лет рассчитана программа, ее продолжительность;
− этапы образовательного процесса, срок обучения на каждом этапе;
− количество часов на каждый год.
Допускается вариативность продолжительности курса на любом году обучения, которую необходимо обосновать и перечислить все предлагаемые варианты.
Формы обучения
Обучение с учетом особенностей обучающихся может осуществляться в очной, очно-заочной или заочной форме (гл. 2, ст. 17, п. 2), а также «допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения» (гл. 2, ст. 17, п. 4).
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут организовать образовательный процесс в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам (Приказ №196, п. 7).
Режим занятий
В данном подразделе указывается продолжительность и количество занятий в неделю со всеми вариантами и обоснованием выбора варианта. При определении режима занятий нужно указать продолжительность учебного часа, если она отличается от академического часа (45 минут). При этом следует написать, по каким причинам, в соответствии с какими нормативными актами, санитарными нормами, возрастными и другими особенностями детей, продолжительность учебного часа изменена. (документ на основании).
4.1.2. ЦЕЛЬ ? ЗАДАЧ? ДОПОЛН?ТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цель - это конкретный, охарактеризованный качественно, а где можно, то и количественно, образ желаемого (ожидаемого) результата, которого реально можно достичь к определенному моменту времени.
Цели могут быть направлены:
− на развитие ребенка в целом;
− на развитие определенных способностей ребенка;
− на обеспечение каждому ребенку требуемого уровня образования;
− на формирование у каждого ребенка умений и потребности самостоятельно пополнять свои знания, умения, навыки;
− на воспитание обучающихся в соответствии с высокими моральными ценностями;
− на формирование общечеловеческих нравственных ценностных ориентаций, самосознания, общественно ценных личностных качеств; обеспечение гармоничного эстетического и физического развития; выработку навыков здорового образа жизни;
− на обучение детей трудовым навыкам, приемам самостоятельной работы, коллективному взаимодействию, взаимопомощи, формированию культуры.
4.1.3. СОДЕРЖАН?Е ПРОГРАММЫ
Учебный план содержит следующие обязательные элементы: перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), тем, практики, иных видов учебной деятельности и формы аттестации обучающихся (Закон № 273-ФЗ, ст. 2, п. 22; ст. 47, п. 5) и оформляется в виде таблицы.
№ п/п |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Формы аттестации/ контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1 |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
?того часов |
|
|
|
|
Содержание учебного плана программы - реферативное описание разделов и тем программы в соответствии с последовательностью, заданной учебным планом, включая описание теоретических и практических частей и форм контроля по каждой теме; должен соответствовать целеполаганию и прогнозируемым результатам освоения программы.
При оформлении содержания следует придерживаться ряда общих правил:
− содержание составляется согласно учебному плану;
− формулировка и порядок расположения разделов и тем должны полностью соответствовать их формулировке и расположению в учебном плане;
− необходимо соблюдать деление на теорию и практику по каждому разделу (теме);
− материал следует излагать назывными предложениями;
− содержание каждого года обучения целесообразно оформлять отдельно;
− в содержании могут размещаться ссылки на приложения (например, на правила выполнения упражнений, репертуар и т.п.);
− в содержании могут быть представлены вариативные образовательные маршруты.
− содержание составляется согласно учебному плану: формулировка и порядок расположения разделов и тем должны полностью соответствовать их формулировке и расположению в учебном плане.
4.1.4. ПЛАН?РУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В этой части необходимо сформулировать предметные, метапредметные и личностные результаты, которые приобретет обучающийся по итогам освоения программы.
Данные характеристики формулируются с учетом цели, задач и содержания программы.
5. КОМПЛЕКС ОРГАН?ЗАЦ?ОННО-ПЕДАГОГ?ЧЕСК?Х УСЛОВ?Й.
5.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФ?К
Календарный учебный график – это составная часть образовательной программы (Закон № 273-ФЗ, гл. 1, ст. 2, п. 9), определяющая:
− количество учебных недель;
− количество учебных дней;
− экскурсионные и выездные занятия/сессии;
− даты начала и окончания занятий по программе, учебных периодов/этапов, модулей КУГ может войти в рабочую программу.
Календарный учебный график можно оформить как приложение к образовательной программе.
Организация дополнительного образования имеет право выбора оформления календарного учебного графика, закрепив его форму через локальный акт образовательной организации.
Примерное оформление календарного учебного графика
№ п/п |
Год обучения |
Дата начала занятий |
Дата окончания занятий |
Количество учебных недель |
Количество учебных дней |
Количество учебных часов |
Режим занятий |
Сроки проведения промежуточной итоговой аттестации |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. 2. УСЛОВ?Я РЕАЛ?ЗАЦ?? ПРОГРАММЫ
К условиям реализации программы относится характеристика следующих аспектов:
Материально-техническое обеспечение – характеристика помещения для занятий по программе; перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы (в расчете на количество обучающихся);
В разделе должны быть указаны все необходимые составляющие реализации программы:
− сведения о помещении, в котором проводятся занятия, (учебном кабинете, компьютерном классе, мастерской, хореографическом классе, спортивном или актовом зале, и т.п.);
− сведения о наличии подсобных помещений (кладовых, костюмерных, раздевалок и т.п.);
− перечень оборудования учебного помещения, кабинета (классная доска, столы и стулья для обучающихся и педагога, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов, зеркала, декорации, костюмы и т.п.);
− перечень оборудования, необходимого для проведения занятий, (станков, спортивных снарядов, швейных машинок, специальных приспособлений, микрофонов и т.п.);
− перечень технических средств обучения (компьютер, принтер, мультимедиа-проекторы, интерактивная доска, телевизор, музыкальный центр, видеомагнитофон, DVD-проигрыватель и т.п.);
− перечень технических, графических, чертежных, швейных и других инструментов, приборов, музыкальных инструментов и т.п.;
− перечень материалов, необходимых для занятий: ватман, ткани, нитки, фурнитура, глина, клей, краски заготовки из дерева, металла и других материалов и т.п.;
− учебный комплект на каждого воспитанника (тетрадь, ручка, карандаш, фломастеры, набор цветной бумаги, альбом и т.п.);
− требования к специальной одежде обучающихся (спортивной форме, одежде для занятий хореографией, работы в мастерской и т.д.).
?нформационно обеспечение – аудио-, видео-, фото-, интернет источники, цифровые, учебные и других информационные ресурсы, обеспечивающие реализацию программы.
Кадровое обеспечение – в данном разделе целесообразно перечислить педагогов, занятых в реализации программы, охарактеризовать их профессионализм, квалификацию, критерии отбора.
5.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦ?? ? ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕР?АЛЫ
Разрабатываются и обосновываются для определения результативности освоения программы. Призваны отражать достижения цели и задач программы. Перечисляются согласно учебному плану.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: аналитическая справка, аналитический материал, аудиозапись, видеозапись, грамота, готовая работа, диплом, дневник наблюдений, журнал посещаемости, маршрутный лист, материал анкетирования и тестирования, методическая разработка, портфолио, перечень готовых работ, протокол соревнований, фото, отзыв детей и родителей, свидетельство (сертификат), статья и др.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: аналитический материал по итогам проведения психологической диагностики, аналитическая справка, выставка, готовое изделие, демонстрация моделей, диагностическая карта, защита творческих работ, конкурс, контрольная работа, концерт, научно-практическая конференция, олимпиада, открытое занятие, отчет итоговый, портфолио, поступление выпускников в профессиональные образовательные организации по профилю, праздник, слет, соревнование, фестиваль и др.
Оценочные материалы
В данном разделе предъявляется перечень (пакет) диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов (Закон № 273-ФЗ, ст. 2, п. 9; ст. 47, п.5). Самая распространенная оценочная система связана с уровнями освоения содержания программы – высоким, средним и низким (либо оптимальным, достаточным и недостаточным).
5.4. МЕТОД?ЧЕСК?Е МАТЕР?АЛЫ
Методические материалы - обеспечение программы методическими видами продукции - указание тематики и формы методических материалов по программе; описание используемых методик и технологий; современные педагогические и информационные технологии; групповые и индивидуальные методы обучения; индивидуальный учебный план, если это предусмотрено локальными документами организации (п. 9 ст. 2, п. 5 ст. 47ФЗ N 273).
Настоящий раздел представляет краткое описание методики работы по программе и включает в себя:
− особенности организации образовательного процесса – очно, очно-заочно, заочно, дистанционно, в условиях сетевого взаимодействия и др.;
− методы обучения (словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский проблемный; игровой, дискуссионный, проектный и др.) и воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.);
− формы организации образовательного процесса: индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая; выбор той или иной формы обосновывается с позиции профиля деятельности (музыкального, спортивного, художественного и др.), категории обучающихся (дети-инвалиды, дети с ОВЗ) и др.;
− формы организации учебного занятия - акция, аукцион, бенефис, беседа, вернисаж, встреча с интересными людьми, выставка, галерея, гостиная, диспут, защита проектов, игра, концерт, КВН, конкурс, конференция, круглый стол, круиз, лабораторное занятие, лекция, мастер-класс, «мозговой штурм», наблюдение, олимпиада, открытое занятие, посиделки, поход, праздник, практическое занятие, представление, презентация, рейд, ринг, салон, семинар, соревнование, спектакль, студия, творческая мастерская, тренинг, турнир, фабрика, фестиваль, чемпионат, шоу, экскурсия, экзамен, экспедиция, эксперимент, эстафета, ярмарка;
− педагогические технологии - технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология программированного обучения, технология модульного обучения, технология блочно-модульного обучения, технология дифференцированного обучения, технология разноуровневого обучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология дистанционного обучения, технология исследовательской деятельности, технология проектной деятельности, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности, технология развития критического мышления через чтение и письмо, технология портфолио, технология педагогической мастерской, технология образа и мысли, технология решения изобретательских задач, здоровьесберегающая технология, технология-дебаты и др.
− алгоритм учебного занятия – краткое описание структуры занятия и его этапов;
− дидактические материалы – раздаточные материалы, инструкционные, технологические карты, задания, упражнения, образцы изделий и т.п.
5.5. РАБОЧ?Е ПРОГРАММЫ
Рабочие программы (модули) курсов, дисциплин, которые входят в состав программы (для модульных, интегрированных, комплексных и т.п. программ) (п. 9 ст. 2, п. 5 ст. 47 ФЗ № 273).
Рабочие программы можно оформить как приложения к образовательной программе.
5.6. СП?СОК Л?ТЕРАТУРЫ
При написании и оформлении данного раздела рекомендуется сформировать несколько списков:
− Список литературы, рекомендованный педагогам (коллегам) для освоения данного вида деятельности.
− Список литературы, рекомендованной обучающимся для успешного освоения данной образовательной программы.
− Список литературы, рекомендованной родителям в целях расширения диапазона образовательного воздействия и помощи родителям в обучении и воспитании ребенка.