Последние новости
Протокол № 3 МО (2020 - 2021 уч.год)
Председатель: Попова Ольга Викторовна, методист.
Секретарь: Першина О.Д., педагог дополнительного образования.
Присутствовали – 18 человек.
Тема: « Особая роль дополнительного образования в процессе формирования способностей и склонностей обучающихся, а также их профессионального и социального самоопределения»
Повестка дня
1.Открытие заседания методического объединения (Попова О.В., методист, руководитель МО).
2. «Особая роль дополнительного образования в процессе формирования способностей и склонностей обучающихся, а также их профессионального и социального самоопределения» (докладчик - Попова О.В., методист; содокладчики: Чиркова С.А., педагог – организатор, Митряшкина А.А., педагог дополнительного образования).
3.Результаты работы над темами самообразования педагогов (Педагоги дополнительного образования).
4.Сообщение о вебинарах по теме «Дополнительное образование» (Гусева Т.Г., заместитель директора по методической работе).
5.Порядок организации образовательного процесса и оказания учебно-методической помощи обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий (докладчик- Попова О.В., методист, руководитель МО).
6. Подведение итогов заседания МО. Разное.
- СЛУШАЛ? руководителя методического объединения педагогов Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования» Попову Ольгу Викторовну. Она открыла заседание и представила повестку дня.
Вопрос принятия повестки дня поставили на голосование.
Голосовали:
«за» - 18 человек
«против» - нет
«воздержалось» - нет
2. СЛУШАЛ? Попову О.В.
Она представила методическую разработку по заявленной теме «Особая роль дополнительного образования в процессе формирования способностей и склонностей обучающихся, а также их профессионального и социального самоопределения».
В начале своего выступления Попова О.В. предложила для погружения в тематику семинара повторить термины и представила на слайдах подборку их к рассматриваемой теме.
Самопознание — это изучение личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя.
Самоопределение — это процесс и результат выбора личностью своей позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни; основной механизм обретения и проявления человеком свободы.
Самоуправление — состояние, при котором субъект и объект управления совпадают, такой характер процессов объекта, являющегося условно замкнутой системой, при которых не происходит непосредственного контроля над ними — целеполагание осуществляется самим объектом сообразно своим свойствам, которые могут быть запрограммированы определённым образом при его создании.
Самореализа́ция — реализация потенциала личности.
Социальное самоопределение – это определение себя относительно выработанных в обществе и принятых данным человеком критериев принадлежности к определенной сфере общественных отношений и определенному социальному кругу.
Самоактуализа́ция — стремление человека к наиболее полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.
Самовыражение- выражение себя, своей индивидуальности в какой-либо деятельности.
Самосовершенствование – это сознательная и непрерывная работа над личностным ростом, формирование различных качеств, навыков и свойств.
?нформальное образование является общим термином для образования за пределами стандартной образовательной среды — индивидуальная познавательная деятельность, сопровождающая повседневную жизнь и не обязательно носящая целенаправленный характер; спонтанное образование, реализующееся за счёт собственной активности индивидов в окружающей его культурно-образовательной среде; общение, чтение, посещение учреждений культуры, путешествия, средства массовой информации.
Неформальное образование — любой вид организованной и систематической деятельности, которая может не совпадать с деятельностью школ, колледжей, университетов и других учреждений, входящих в формальные системы образования. Склонности - это врожденное или приобретенное предпочтение индивидом определенных видов операций или деятельности.
Способность - это преимущественное развитие определенных психических и физиологических особенностей человека, являющихся условием быстрого и успешного освоения индивидом конкретного вида деятельности.
?дентичность (лат. Identitas, англ. Identity) — свойство психики человека в концентрированном виде выражать для него то, как он представляет себе свою принадлежность к различным социальным, экономическим, национальным, профессиональным, языковым, политическим, религиозным, расовым и другим группам или иным общностям, или отождествление себя с тем или иным человеком.
Периферийный - универсальное прилагательное, используемое в ряде обстоятельств, когда необходимо провести различия между предметами, событиями или процессами, которые являются внешними, наружными (то есть периферийными) и теми, которые являются внутренними или центральными.
Субкультура (лат. sub — под и cultura — культура; подкультура) — понятие (термин) в социологии, антропологии и культурологии, обозначающее часть культуры общества, отличающейся своим поведением от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры.
Ольга Викторовна отметила, что в ситуации перехода Российской Федерации от индустриального к постиндустриальному информационному обществу нарастают вызовы системе образования и социализации человека. Все острее встает задача общественного понимания необходимости дополнительного образования как открытого вариативного образования и его миссии наиболее полного обеспечения права человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков.
Актуальной становится такая организация образования, которая обеспечивала бы способность человека включаться в общественные и экономические процессы.
В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г. статья 14, пункты 1, 4 сказано: «Образование является одним из факторов развития общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, на развитие гражданского общества, на укрепление и совершенствование правового государства», «Знания должны быть интегрированы в национальную и мировую культуру».
Далее Попова О.В. напомнила определения воспитания и обучения.
Воспитание- деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно- нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками, и компетенцией; приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение свей жизни.
Говоря о цели воспитательной работы педагогического коллектива, в основу ставим создание условий для самореализации и самоопределения обучающихся, формирование основных социально- значимых качеств личности ребенка. К основным критериям и показателям эффективности воспитательного процесса относят: готовность ребенка к самоопределению, самореализации, самоорганизации и самореабилитации; развитость индивидуальных способностей обучающегося; нравственная направленность личности; физическое и психическое здоровье; сформированность базовой культуры; защищенность и комфортность ребенка.
Далее Ольга Викторовна рассказала о том, что прогрессивные изменения в одном из компонентов самости (самопознании, творческом самоопределении, самоуправлении, творческой самореализации, самосовершенствовании) с неизбежностью ускоряет процесс творческого саморазвития личности ребенка в целом. Она напомнила правило целостного творческого саморазвития личности: «Каждый день хоть в чем-то, но стремитесь изменить себя к лучшему. Пройдет неделя, месяц, год и вы поймете, что вы в целом стали умнее, сильнее, добрее».
Конкурентные преимущества дополнительного образования в сравнении с другими видами формального образования проявляются в следующих его характеристиках:
- свободный личностный выбор деятельности, определяющей индивидуальное развитие человека;
- вариативность содержания и форм организации образовательного процесса;
- доступность глобального знания и информации для каждого;
- адаптивность к возникающим изменениям.
Анализ этих характеристик позволяет осознать ценностный статус дополнительного образования как уникальной и конкурентоспособной социальной практики наращивания мотивационного потенциала личности и инновационного потенциала общества.
Ольга Викторовна отметила, что ключевая социокультурная роль дополнительного образования состоит в том, что мотивация внутренней активности саморазвития детской и подростковой субкультуры становится задачей всего общества, а не отдельных организационно-управленческих институтов: детского сада, школы, техникума или вуза. ?менно в XXI веке приоритетом образования должно стать превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности, где воспитание человека начинается с формирования мотивации к познанию, творчеству, труду, спорту, приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа.
Общественное признание ценностного статуса дополнительного образования детей и его миссии позволит реализовать меры государственной политики, заложенные в указах Президента Российской Федерации.
Далее Ольга Викторовна подчеркнула, что в дополнительном образовании детей познавательная активность личности выходит за рамки собственно образовательной среды в сферу самых разнообразных социальных практик. Становясь членами высоко мотивированных детско-взрослых образовательных сообществ, дети и подростки получают широкий социальный опыт конструктивного взаимодействия и продуктивной деятельности. В этих условиях дополнительное образование осознается не как подготовка к жизни или освоение основ профессии, а становится основой непрерывного процесса саморазвития и самосовершенствования человека как субъекта культуры и деятельности.
Говоря о персонализации дополнительного образования, Попова О.В. подчеркнула, что она усиливает его преимущества по сравнению с другими институтами формального образования посредством актуализации следующих аспектов:
- участие в вариативных развивающих образовательных программах на основе добровольного выбора детей (семей) в соответствии с их интересами, склонностями и ценностями;
- возможность выбора режима и темпа освоения образовательных программ, выстраивания индивидуальных образовательных траекторий (что имеет особое значение применительно к одаренным детям, детям с ограниченными возможностями здоровья);
- право на пробы и ошибки, возможность смены образовательных программ, педагогов и организаций;
- неформализованность содержания образования, организации образовательного процесса, уклада организаций дополнительного образования;
- вариативный характер оценки образовательных результатов;
- тесная связь с практикой, ориентация на создание конкретного персонального продукта и его публичную презентацию;
- возможность на практике применить полученные знания и навыки;
разновозрастный характер объединений;
- возможность выбрать себе педагога, наставника, тренера.
Кроме того, Ольга Викторовна рассказала о том, какие планируется достичь результаты:
- дополнительными общеобразовательными программами будет охвачено не менее 75 процентов детей в возрасте от 5 до 18 лет;
- сформирована мотивация и обеспечены возможности выбора детьми дополнительных общеобразовательных программ на основе собственных интересов и увлечений из широкого спектра предложений со стороны организаций, осуществляющих образовательную деятельность, индивидуальных предпринимателей;
- созданы условия и сформированы компетенции для использования детьми и молодежью ресурсов неформального (Неформальное образование — любой вид организованной и систематической деятельности, которая может не совпадать с деятельностью школ, колледжей, университетов и других учреждений, входящих в формальные системы образования) и информального образования (?нформальное образование является общим термином для образования за пределами стандартной образовательной среды — индивидуальная познавательная деятельность, сопровождающая повседневную жизнь и не обязательно носящая целенаправленный характер; спонтанное образование.)
в целях саморазвития, профессионального самоопределения и продуктивного досуга;
- сформированы механизмы финансовой поддержки прав детей на участие в дополнительном образовании;
- семьям с детьми предоставлен доступ к полной объективной информации о конкретных организациях и дополнительных общеобразовательных программах, обеспечена консультационная поддержка в выборе программ и планировании индивидуальных образовательных траекторий;
- сформированы эффективные механизмы государственно-общественного межведомственного управления дополнительным образованием детей;
- реализуются модели адресной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, одаренными детьми;
- обеспечено высокое качество и обновляемость дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ за счет создания конкурентной среды, привлечения квалифицированных кадров, сочетания инструментов государственного контроля, независимой оценки качества и саморегулирования;
- действуют эффективные механизмы стимулирования и поддержки непрерывного профессионального развития педагогических и управленческих кадров;
- сфера дополнительного образования детей является привлекательной для инвестиций и предпринимательской инициативы;
- созданы благоприятные условия для деятельности организаций негосударственного сектора, государственно-частного партнерства, инновационной активности, научно-производственной кооперации в сфере разработки развивающих предметно-пространственных сред и продукции для оснащения образовательных программ;
- создана комплексная инфраструктура современного детства, удовлетворяющая общественным потребностям в воспитании, образовании, физическом развитии и оздоровлении детей.
В результате этого будет обеспечено:
- повышение удовлетворенности молодого поколения и семей качеством своей жизни за счет возможностей самореализации, предоставляемых системой дополнительного образования;
- сокращение асоциальных проявлений среди несовершеннолетних, снижение масштабов распространения в подростковой среде курения, алкоголизма, наркомании, игромании;
- рост физической подготовленности детей и снижение заболеваемости детей и молодежи, формирование мотивации к здоровому образу жизни;
- увеличение числа детей, регулярно занимающихся спортом и готовых продолжить свое обучение в спортивных школах и профессиональных образовательных организациях в области физической культуры и спорта;
- укрепление социальной стабильности общества за счет сформированных в системе дополнительного образования ценностей и компетенций, механизмов межпоколенческой и межкультурной коммуникации;
- формирование у молодого поколения гражданской позиции, патриотизма;
дополнительная инвестиционная привлекательность территорий за счет повышения уровня человеческого и социального капитала;
- повышение конкурентоспособности выпускников образовательных организаций на основе высокого уровня полученного образования, сформированных личностных качеств и социально значимых компетенций;
- повышение социально-экономической эффективности вложений общества в систему образования за счет получения более высокого качества социальных результатов.
Далее Попова О.В. остановилась на проблеме профессионального самоопределения. Она всегда являлась важной как для каждого конкретного человека, так и для всего общества в целом. Только работа в соответствии со своими способностями приносит человеку удовлетворение от вложенного труда, а обществу – профессионала высокого класса. Профессиональная ориентация рассматривается как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развитию и самореализации духовных и физических возможностей, формирования адекватных им профессиональных планов и намерений, реалистичного образа себя как профессионала. ?менно поэтому изучение и проведение профориентации детей подросткового возраста в учреждениях дополнительного образования стала наиболее актуальной на сегодняшний момент. Профессиональное определение личности обусловливают:
- социальную направленность, определяющую отношение человека к действительности: потребности, интересы, мировоззрение, убеждения, мотивы поведения;
- индивидуально приобретенный жизненный опыт, определяющий уровень развития личности (запас знаний, навыков, умений, привычек, усвоенных в ходе обучения и воспитания человека);
- особенности психических процессов (ощущение, восприятие, представления, мышление, воображение, воля, эмоции);
- физиологические и биологические особенности человека (характеристики нервной системы, физическая сила, выносливость и др.).
Система дополнительного образования традиционно была сферой, основной задачей которой являлось создание условий для самореализации, самопознания и самоопределения личности ребенка, сферой, позволяющей подростку определиться личностно, социально и профессионально. Большую помощь ребенку могло бы оказать создание индивидуального маршрута перспективного профессионального самоопределения, реализация которого может быть возложена на учреждения дополнительного образования детей как личностно-ориентированной гибкой, открытой системы. Ольга Викторовна отметила, что у нас в Центре дети могут, например, познакомиться с работой теле - и радиоведущих, режиссеров и звукооператоров, работой в кадре, основами записи и монтажа. Они выступают в роли авторов новостных роликов, тематических сюжетов.
Современный взгляд на социальную и профессиональную успешность заключается в том, что успешность не дается человеку от рождения, а формируется. Поэтому наша задача – выявить и развить способности каждого ребенка, помочь ему осознанно сделать правильный жизненный выбор, так как главная награда для педагога – знать, что его ученик состоялся личностно, достиг социального и профессионального самоутверждения. К тому же учреждения дополнительного образования имеют гораздо большие по сравнению с общеобразовательными учреждениями возможности по ведению новых образовательных программ, их варьированию и увеличению сроков обучения по ним, привлечению к участию в образовательном процессе специалистов различных областей. Таким образом, профессиональное самоопределение обучающегося является важной характеристикой социально-психологической зрелости его личности, ее потребностью в самореализации и самоактуализации. В заключение Попова О.В. отметила, что общим результатом дополнительного образования детей является адаптация обучающихся к жизни в обществе, профессиональное самоопределение, формирование и развитие его творческих способностей, удовлетворение его индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании. Результатом освоения образовательных программ дополнительного образования детей является приобретение обучающимися знаний, умений и навыков.
Далее выступила содокладчик Чиркова Светлана Алексеевна, педагог дополнительного образования.
СЛУШАЛ? Чиркову Светлану Алексеевну. Она рассказала о том, что в практике работы учреждения программное содержание и методика работы с детьми на занятиях и вне их ориентированы в основном на формирование репродуктивных умений и навыков, т.е. носят в основном обучающий характер. Перед дополнительным образованием всегда стоит цель: создание условия для формирования личности способной к творчеству. Чиркова С.А. представила схематично на слайде, как можно способности человека представить в виде дерева. Она отметила, что развитие творческих способностей – важнейшая задача дополнительного образования, так как процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенности в себе. Наша задача: создать условия для развития творческих способностей детей, благодаря которым ребенок реализует свои возможности, и способствовать проявлению у детей самостоятельности, воплощению собственных идей, направленных на создание нового. Затем она рассказала о способах стимулирования творческих способностей:
- Благоприятная атмосфера в группе.
- Доброжелательность со стороны педагога, его отказ от критики обучающегося.
- Обогащение окружающей среды ребенка с целью развития его любознательности.
- Поощрение высказывания оригинальных идей.
- ?спользование личного примера творческого подхода к решению проблем.
- Предоставление возможности активно задавать вопросы.
Далее Светлана Алексеевна остановилась на методических приемах, развивающих креативное мышление: «Мозговой штурм», «?гровой метод», «Метод дихотомии «Да-нет», «Узнай по описанию «Минутки творчества», занятия – сказки», «Преобразование объектов», «Составление синквейна», «?сследовательская работа», др. мероприятия за пределами учреждения.
Далее выступила содокладчик Митряшкина Анна Алексеевна, педагог дополнительного образования.
СЛУШАЛ? Митряшкину Анну Алексеевну. В начале своего выступления она рассказала о том, как в своей работе создает условия для самореализации, самопознания и самоопределения личности ребенка, помогает обучающимся определиться личностно, социально и профессионально, а также помогает создать индивидуальный маршрут перспективного профессионального самоопределения.
Затем Анна Алексеевна провела со всеми присутствующими деловые игры:
«Самопрезентация», «Какими профессиональными качествами должны обладать педагоги дополнительного образования», «Твои планы на будущее».
СЛУШАЛ? Попову О.В. Она предложила педагогам задать вопросы к докладчикам по заявленной теме и выразить свое отношение к тому, как прошла эта часть работы на семинаре.
ВЫСТУП?ЛА: Гусева Т.Г., заместитель директора по методической работе, Саломатина Любовь Петровна, заместитель директора по УВР. Они положительно оценили форму проведения семинара и представленные доклады педагогов в виде презентаций и деловых игр.
Педагоги предложили поместить методические разработки и материалы по рассмотренной теме в «Методическую копилку» для дальнейшего их использования в работе.
3. По третьему вопросу выступили педагоги о результатах своей работы над темами самообразования.
СЛУШАЛ?: Сухачеву Е.А, Попову Ю.В, Першину О.Д., Митряшкину А.А, Маркелову Ю.А, Хабибуллину Л.В, Титяеву Т.Г, Румянцеву Л.С., Корельскую Н.С., Ульчугачеву О.Г. Педагоги подготовили хорошие презентации на слайдах о своей работе, рассказали о своих достижениях, трудностях, а также о планах на будущее.
4. По четвертому вопросу выступила Гусева Т.Г., заместитель директора по методической работе.
СЛУШАЛ? Гусеву Т.Г. Она рассказала о вебинарах по теме «Дополнительное образование».
Татьяна Георгиевна пояснила, что «вебинар» – это электронная площадка для повышения уровня компетенций в сфере образования, в частности, касаемые дополнительного образования.
Так, с декабря 2020 были прослушаны 10 вебинаров.
Часть по работе в Навигаторе, а 5 вебинаров с VII Всероссийского совещания работников сферы дополнительного образования. (7268 участников). Работало более 10 секций по направленностям дополнительных общеобразовательных программ и воспитательной работе в системе доп. образования.
Гусева Т.Г. рассказала о прослушанных вебинарах по теме «Социально – гуманитарная направленность: трансформация или возрождение». На вебинаре выступали научные сотрудники, доктора педагогических, психологических и филологических наук, заведующие кафедрами медиаобразования, журналистики, коммуникаций.
Далее Татьяна Георгиевна остановилась на главных выводах вебинара:
-разработана стратегия развития воспитания детей до 2025 года, акцент делается на развитие социальной грамотности и воспитание социальной активности, формирование готовности у ребёнка к самореализации. Гусева Т.Г. представила понятие – социальная одарённость: лидерские качества – наиболее яркое проявление социальной одарённости. Далее она рассказала о программах КВН и Ю?Д. КВН: модули сценариста, школа режиссёра, школа актёрского мастерства, звукорежиссера, школа командообразования. Ю?Д – в рамках Федерального проекта «Безопасность дорожного движения», профилактика детского дорожно- транспортного травматизма. Далее она пояснила, как работать с «поколением альф» (смесь вертуального с реальным). Это взаимодействие с контентом, проблемы с концентрацией внимания, несуществующие профессии, другие отношения с родителями, толерантность и высокие моральные принципы, поколение долгожителей. Затем Татьяна Георгиевна рассказала о новых подходах к медиаобразованию, запрос на новые способы мышления: образное мышление, проектное мышление, прогностическое мышление (надо видеть своё будущее), критическое мышление, антикризисное мышление. А затем была представлена «Дорожная карта медийно – информационной грамотности как результата медиаобразования».
Модуль 1. Поиск и обработка информации: «Что, зачем и почему мне нужно?», «Где и как я могу это получить», «Как я могу с этим работать?»
Модуль 2. Анализ и оценка каналов поступления и качество информации.
Модуль 3. Создание и продвижение любых медийных информационных продуктов в медиасфере.
Кроме того, Гусева Т.Г. рассказала о вебинаре на тему «Конкурсы, фестивали и мероприятия для детей и взрослых: реализация охватных событий с применением дистанционных технологий» и о проведенных опросах школьников.
Что думают школьники об Онлайн- конкурсах?
- «В Онлайне не так интересно, сложно делиться эмоциям».
Как сделать лучше?
«Должен быть содержательный информационный АНОНС; вся информация должна быть в одном месте; должен быть создан чат для вопросов».
«?нтерактивность – это плюс.
- мастер – классы, викторины, встречи, опросы, игры».
Татьяна Георгиевна рассказала далее о вебинаре на тему «Система доп. образования – среда погружения в жизнь».
В вебинаре шла речь об интеграции основного и дополнительного образования.
- Наука в регионы – Всероссийский образовательный проект по подготовке одарённых детей.
- Практико – ориентированная программа по архитектуре и урбанистике для профориентации «цифрового» поколения школьников.
- «Городская среда. Территория развития для школьников» (вовлечение детей в городское планирование).
Рынок труда: инженерно – технические профессии – 76%, искусство, развлечения, спорт – 20%, профессии гуманитарного направления – 54%.
Нац. Проект «Образование» - «Успех каждого ребёнка». К 2024 году обеспечить 80% детей дополнительным образованием от 5 до 18 лет. От кружка до профессии.
В настоящее время, добавила Гусева Т.Г., надо ставить в приоритет инженерно – техническое направление, но не понижать планку художественного творчества.
Пример: «Дизайн в 3 Д и Арт- технологии».
Необходимо: готовить педагогов технической направленности и обучать их художественным компетенциям и наоборот, педагогов художественной направленности обучать техническим компетенциям.
Направленность в программах указывают так: техническая интегрированная с художественной, или наоборот - художественная интегрированная с технической.
По проекту «Успех каждого ребёнка» - необходимо формировать ?ОТ (индивидуальную образовательную траекторию) талантливых детей.
- Участие в конкурсных мероприятиях
- цифровая среда (достижения отражать в цифровом портфолио)
- формировать индивидуальные образовательные результаты.
В заключение Гусева Т.Г. подчеркнула, что необходимо развивать дистанционное образование, воспитательная работа должна быть заложена в ДООП как воспитательная компонента. Цель воспитания – это не развитие гармоничной личности, это ожидаемый конкретный результат.
ВЫСТУП?ЛА: Попова О.В. Она поблагодарила Гусеву Т.Г. за выступление и также попросила оставить методические материалы и презентацию в «Методической копилке Центра».
5. СЛУШАЛ? Попову О.В. Она подробно рассказала педагогам, как использовать в своей работе методическую разработку «Порядок организации образовательного процесса и оказания учебно-методической помощи обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий».
Попова О.В. отметила, что педагог должен уметь осуществлять электронное обучение, использовать дистанционные образовательные технологии (если это целесообразно), готовить учащихся к участию в выставках, конкурсах, соревнованиях и иных аналогичных мероприятиях (в соответствии с направленностью осваиваемой программы), создавать педагогические условия для формирования и развития самоконтроля и самооценки учащимися процесса и результатов освоения программы.
Порядок организации образовательного процесса и оказания учебно-методической помощи обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий в МАОУ ДО «Центр дополнительного образования» разработан в соответствии со статьей 16 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29.12.2012 г., Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.01.2014 г.№2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ», Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2018г № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020г № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 №196», Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Приказом Минобрнауки России от 23.08.2017г. № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ», Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 и СанПиН 2.4.2.2821-10), Уставом и локальными нормативными актами Центра.
Реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (далее ДООП) с применением электронного обучения предполагает образовательное учебно-методическое обеспечение обучения, оказание учебно-методической помощи обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых с использованием информационных и телекоммуникационных технологий.
Для получения учебно-методической помощи дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий при реализации ДООП с применением информационных, телекоммуникационных и образовательных технологий обучающимся предоставляется право и возможность доступа к электронной информационно-образовательной среде Центра. Попова О.В. напомнила, что Центр оказывает учебно-методическую помощь в целях:
- создания условий для повышения качества реализации ДООП;
- эффективного освоения обучающимися современных образовательных технологий и средств обучения;
- методического обеспечения самостоятельной работы обучающихся;
- предоставления лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам возможности получения образования по индивидуальной программе на дому с применением дистанционных образовательных технологий.
Далее Попова О.В. рассказала о видах, формах и способах оказания учебно-методической помощи обучающимся.
Центр использует следующие основные виды учебно-методической помощи обучающимся:
1) в виде контактной работы педагогов с обучающимися (в том числе аудиторной и внеаудиторной):
- групповые консультации, индивидуальную работу обучающихся с педагогами (индивидуальные консультации), в том числе перед промежуточной аттестацией обучающихся и перед итоговой аттестацией обучающихся;
- в виде удаленного взаимодействия – консультации в режиме онлайн с использованием информационных и телекоммуникационных технологий;
- в виде консультаций в режиме офлайн с использованием информационных и телекоммуникационных технологий;
2) создание условий для самостоятельной работы обучающихся посредством обеспечения возможности удаленного доступа обучающихся к образовательным ресурсам (электронные учебные пособия, ресурсы электронных библиотечных систем), входящим в электронную информационно-образовательную с