Последние новости

Протокол № 2 МО (2021-2022 уч.год)

Опубликовал: Guseva30 марта 2022

Председатель:  Попова Ольга Викторовна, методист.    

Секретарь:  Першина Ольга Дмитриевна, педагог дополнительного образования.  

Присутствовали – 19 человек.

 

Тема: «Формирование  у обучающихся коммуникативных компетенций на занятиях по ДООП»

 

Повестка дня

 1.Открытие заседания методического объединения (далее МО) Центра дополнительного образования (далее ЦДО). (Попова О.В., методист ЦДО).

2. «Формирование у обучающихся коммуникативных   компетенций на занятиях по ДООП» (Теоретическая часть, научные подходы, новое по теме в современном образовании)  (Титяева Т.Г., педагог дополнительного образования).

3. Практическое применение коммуникативных  компетенций на занятиях по ДООП в ЦДО (Хабибуллина Л.В., педагог дополнительного образования).

4. Результаты участия в конкурсах педагогов и обучающихся (Румянцева Л.С.)       5. Подведение итогов заседания МО.

 

  1. СЛУШАЛ?  руководителя  методического объединения педагогов   Муниципального автономного образовательного учреждения  дополнительного образования  «Центр дополнительного образования»  Попову Ольгу Викторовну. Она открыла заседание  и представила повестку дня. 

       Вопрос принятия повестки дня поставили на голосование.

Голосовали:

«за» - 19 человек

«против» - нет

«воздержалось» - нет

СЛУШАЛ? Попову О.В.    Она отметила важность выбранной темы на  сегодняшнее МО. Она отметила, что при анализе работы деятельности МО педагогов Центра в конце прошлого  учебного года многие педагоги в своих анкетах указали тему «Формирование у обучающихся коммуникативных   компетенций на занятиях по ДООП»  как очень интересную и важную. Все педагоги ЦДО хотели бы обсудить эту тему на заседаниях МО,  рассмотреть, какие трудности в работе встречаются.   

 На сегодняшнем совещании будет представлено понятие «коммуникативные   компетенции»,   особенности формирования этих компетенций, рассказано о деятельности дополнительного образования как факторе  формирования коммуникативных   компетенций.

Затем Ольга Викторовна остановилась на приоритетных задачах образовательных учреждений. Она отметила, что формирование коммуникативных компетенций обучающихся является одной из приоритетных задач образовательных учреждений, так как результативность и качество процесса общения в большей степени зависит от уровня коммуникативных умений субъектов общения.

 В «Концепции развития дополнительного образования детей» говорится о дополнительном образовании как «о подлинном системном интеграторе открытого вариативного образования, обеспечивающего конкурентоспособность личности, общества и государства».

      В Федеральном законе от 29.12.2012 No 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации» в статье 34 говорится, что обучающиеся имеют право на «развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях».

Попова О.В.  подробно остановилась на современных трендах и вызовах образования:

  • Не догонять, а работать на опережение на основе прогноза.
  • Выпускнику- компетенции XXI века - инновационное поведение.
  • Установка на инициативу в приобретении компетенций и формировании высокой компетентности.
  • Готовность и способность к технологическим, организационным, социальным инновациям.
  • Высокая социальная активность.
  • Требовательность к исполнению обязательств, ориентация на сотрудничество и взаимную ответственность.
  • Способность быстро адаптироваться к новым вызовам.
  • Компетентность в осуществлении социальных взаимодействий, способствующих быстрому распространению опыта и созданию эффектов коллективного действия.

Далее Попова О.В. остановилась на главных видах коммуникативной компетенции, она рассказала, что на системном принципе построена модель коммуникативной компетенции, представленная в «Федеральном государственном образовательном стандарте», где отмечается, что «коммуникативная компетенция» состоит из трех главных видов компетенции: речевой, языковой и социокультурной, которые, в свою очередь, также включают целый ряд компетенций.

В дополнительном образовании  чаще всего используются в общении речевая, социальная и предметная коммуникативная компетенция. Чтобы формирование коммуникативной компетенции было результативным, более успешным, чтобы создать оптимальные условия для формирования компетенции каждого ребенка, необходимо знать особенности общения обучающихся разного возраста.

Попова О.В. отметила, что дети  младшего возраста не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта между взрослым  и ребенком. Несмотря на это, дошкольный и младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками.
Дети в этом возрасте отличаются особой чуткостью к языковым явлениям, у них появляется интерес к осмыслению своего речевого опыта, решению коммуникативных задач.  На уровне основного общего образования  значимость формирования коммуникативной компетентности личности  определяется переходом обучающихся в новый возрастной период — подростковый, в котором осуществляются сложные процессы развития самосознания, формирования системы ценностей, определяющей новый тип отношений с социумом. 

Затем Ольга Викторовна  подробно рассказала о диагностике коммуникативных умений и навыков:

- для  точного определения коммуникативных умений и навыков
обучающихся, используется методика М. Ступницкой «Диагностика уровня
сформированности   умений и навыков обучающихся. Педагогами заполняется анкета на каждого обучающегося, посещающих ДООП.   Цель анкеты: определить особенности общения обучающихся, уровень развития коммуникативных навыков и умений. Педагоги выбирают наиболее подходящую характеристику.  

-   «Методика изучения общительности как характеристики личности» авторы Гамезо М. В., Герасимова В. С., Орлова Л. М. (?зучение общительности по определенным признакам).

 

- «Методика диагностики коммуникативного контроля обучающихся (автор М. Снайдер) Цель: изучить уровень коммуникативного контроля.

- « Методика выявления уровня сотрудничества в детском коллективе»
(авторы теста А. Я. Варга, В. В. Столин).

 - «Методика  «Диагностика уровня сформированности общеучебных умений и навыков обучающихся» (автор анкеты   М. Ступницкая). Цель анкеты: определить особенности общения обучающихся, уровень развития коммуникативных навыков и умений.

Далее Попова О.В. предложила предоставить слово Титяевой Татьяне Георгиевне, педагогу дополнительного образования.

2. СЛУШАЛ? Титяеву Т.Г., педагога дополнительного образования.

 «Формирование у обучающихся коммуникативных   компетенций на занятиях по ДООП».

Титяева Т.Г. пояснила, почему назрела необходимость что-то менять в процессе обучения.

В 2007 году Мировой экономический форум опубликовал рейтинг образовательных систем 125 стран мира. Рейтинг показал подготовленность страны к экономике будущего, общее качество системы образования. России и Белоруссии в списке передовиков не оказалось. Основной причиной отставания нашей системы образования является неумение применять знания, полученные при изучении дисциплин. Современная педагогическая наука сформулировала это как неумение образовательных учреждений формировать компетенции у школьников.

Далее Титяева Т.Г. пояснила подробно  понятие «Компетенция», о том, что 

«Компетенция» предполагает взаимосвязанные качества личности (ЗУН+ способы деятельности) по отношению к определенному кругу предметов, а также направленность личности (мотивацию, ценностные ориентиры), гибкость мышления, самостоятельность, волевые качества. Компетентность – это владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личное отношение к ней и предмету деятельности.

 Татьяна Георгиевна сделала сравнение результатов компетентностного образования с традиционным.  Она отметила, что ключевые компетенции необходимы в любой области деятельности. Сейчас ни у кого не вызывает сомнения, что система образования должна формировать такое качество, как профессиональный универсализм – способность менять сферы и способы деятельности. Существует формула: необходим переход от хорошего специалиста к хорошему сотруднику. Титяева Т.Г. подробно остановилась на том, что же такое ключевые компетенции:

- способность работать самостоятельно без постоянного руководства;

- способность брать на себя инициативу, не спрашивая других, следует ли это делать;

- готовность замечать проблемы и искать пути их решения;

- умение анализировать новые ситуации и применять уже имеющиеся знания для такого анализа;

- способность уживаться с другими;

- способность осваивать какие-либо знания по собственной инициативе;

- умение принимать решения на основе здравых суждений;

- умение эффективно работать в группе на общий результат.

Коммуникативные   компетенции включают знание способов взаимодействия с людьми, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Это знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения, адекватных целям, сферам, ситуациям общения.

Под коммуникативной компетентностью обычно понимается способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. В состав компетентности включают совокупность знаний и умений, обеспечивающих эффективное протекание коммуникативного процесса.

Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в определённом круге ситуаций межличностного взаимодействия. Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми. Навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Обучающийся должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.

Далее Титяева Т.Г. рассказала об элементах коммуникативной компетентности:

коммуникативные знания; коммуникативные умения; коммуникативные способности.

Она подробно остановилась на методах обучения, которые позволяют сформировать
коммуникативные компетенции. К методам обучения, которые целесообразно использовать для развития коммуникативной компетенции относят традиционные методы, методы активного обучения, тренинги, методы дистанционного обучения.
Большие возможности в развитии коммуникативной компетенции заложены в методах активного обучения.

 Татьяна Георгиевна отметила, что эффективнее всего использовать деловые, дидактические, ролевые игры, групповой тренинг, игры на знакомства, коммуникативность, на лидерство, на сплочение коллектива. Эти методы дают возможность моделировать реальные коммуникативные ситуации, находить решение конкретной коммуникативной задачи и ощутить последствия принятых решений.

Далее она рассказала, что групповая организация учебного процесса позволяет подобрать динамическую группу с примерно равным индивидуальным временем обучения.

      Совместная деятельность опосредует межличностные отношения. В совместной деятельности рождается групповой эффект, чрезвычайно важная прибавка к возможностям каждого человека. Чаще всего, в педагогической практике дополнительного образования используют следующие формы групповой работы:

      - создание групп для проведения занятий и различных развлекательных мероприятий (тематические викторины, КВНы, уроки-путешествия, ролевые игры);
- создание небольших групп (парная работа) при подготовке творческих работ или участия в конкурсах.

В заключении,  Титяева Т.Г. остановилась на  игровой технологии.  Для формирования коммуникативных компетенций в объединениях дополнительного образования с успехом применяются следующие формы:  игры-празднества, игровые праздники, игровой фольклор, театральные игровые действия, игровые тренинги и упражнения, игровые анкеты, вопросники, тесты, эстрадные игровые импровизации, соревнования, состязания, противоборства, конкурсы, эстафеты, старты, игровые обычаи, мистификации, розыгрыши, сюрпризы, карнавалы, маскарады, игровые аукционы.

3.   СЛУШАЛ? Хабибуллину Л.В., педагога дополнительного образования «Практическое применение коммуникативных  компетенций на занятиях по ДООП в ЦДО».

 Она остановилась в начале своего выступления на проблемах обучающихся:

- неумение корректно, адекватно выстраивать отношения со сверстниками;

 - неумение внимательно слушать сверстников и педагога;

 - неумение активно обсуждать рассматриваемые проблемы;

 - неумение уверенно отвечать на вопросы;

 - некоторое отсутствие способности выражать собеседнику эмпатию;

 - отсутствие естественной языковой среды;

  - малое количество часов в расписании;

  - большая наполняемость учебной группы;

  - недостаточное овладение грамматическими основами в родном языке. 

Затем она отметила задачи педагогов:

научить ребенка  задавать вопросы и четко формулировать на них ответы;  внимательно слушать; активно обсуждать рассматриваемые проблемы; комментировать высказывания собеседников и давать им критическую оценку; аргументировать свое мнение в группе;

стимулировать интерес детей к корректному общению друг с другом и педагогом;

способность выражать собеседнику эмпатию и ожидаемые результаты:

овладение коммуникативными компетенциями, позволяющими осуществлять иноязычное общение обучающимся на занятиях; умение запросить нужную информацию, адекватно реагировать на   реплики своих товарищей, отвечать  на вопросы педагога и при работе в группах, проявлять эмпатию к сверстникам и педагогам.

Факторы – помощники в обеспечении коммуникативной мотивации: доброжелательная обстановка на уроке; положительный эмоциональный климат; доверительные отношения между учителем и обучающимися, а также между самими обучающимися.

Лилия Виловна отметила, что в структуре выделяются следующие компоненты: когнитивный, ценностно-смысловой, личностный, эмоциональный и поведенческий.   

Хабибуллина Л.В. дала определения   всем компонентам и пояснила, что они не являются частями целого, однако предполагают взаимовлияние, взаимопроникновение и существование каждого в остальных.

Далее Лилия Виловна рассказала о роли игр в обучении и использовании игры как средстве формирования коммуникативной компетенции.

?гра – главный вид деятельности ребенка. ?менно ей отводится ведущая роль в процессе обучения иностранному языку детей дошкольного и младшего школьного возраста. В результате у них появляется интерес к иностранному языку как средству общения.

Обилие игровых ситуаций, сказочных сюжетов призвано создать на занятии атмосферу радости, раскованности и непосредственности.

Все это дает возможность оптимально сочетать коммуникативные потребности и возможности их выражения на иностранном языке детьми дошкольного возраста.

В игре используется парная, групповая, фронтальная формы работы. 

Хабибуллина Л.В. рассказала о  классификации игр: настольно-печатные, сюжетно -ролевые, игры – соревнования и др.

В заключении Лилия Виловна  отметила, что в настоящие время общество характеризуется усилением социальной мобильности, развитием контактов всех уровней. Это делает особенно актуальным  формирование толерантного сознания и коммуникативности подрастающего поколения.  Развитие коммуникативных компетенций позволяет раскрыть способность взаимодействовать с людьми и событиями: навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе и многое другое. 

 

СЛУШАЛ?  Попову О.В.  Она предложила педагогам задать вопросы  докладчикам на понимание,  уточнение или выразить свое отношение к проблеме.

ВЫСТУП?ЛА Ульчугачева О.Г., педагог дополнительного образования. Она поделилась своим опытом работы по теме « Формирование коммуникативных компетенций» на своих занятиях.

ВЫСТУП?ЛА Саломатина Л.П., заместитель директора по УВР. Она рассказала о том, почему возникают проблемы у педагогов по способам формирования коммуникативных компетенций и какие могут быть использованы педагогические приемы в связи с этим.

СЛУШАЛ?  Попову О.В.  Она предложила педагогам ответить на контрольные вопросы по теме на понимание глубины рассматриваемого вопроса:

- Какие существуют условия результативности формирования коммуникативных компетенций?

- Какие методы и приемы используют педагоги дополнительного образования в своей деятельности для формирования коммуникативных компетенций у обучающихся, какие результаты уже просматриваются?

ВЫСТУП?ЛА Сухачева Е.А. Она  перечислила основные условия результативности формирования коммуникативных компетенций и поделилась своим опытом использования педагогических приемов на занятиях по формированию коммуникативных компетенций у обучающихся.

СЛУШАЛ?  Попову О.В.  Она поблагодарила Титяеву Т.Г. и Хабибуллину Л.В., педагогов дополнительного образования, подготовивших хорошие доклады и практические разработки по теме.

 СЛУШАЛ?  Попову О.В.  Она предоставила слово Румянцевой Любови Сергеевне, педагогу дополнительного образования.

4. СЛУШАЛ?  Румянцеву Л.С.

Любовь Сергеевна рассказала об участии    в конкурсах педагогов и обучающихся ЦДО.  На следующем МО будут представлены итоги участия в конкурсах.      

 5.  СЛУШАЛ?  Попову О.В.  Она подвела итоги проведения методического объединения, поблагодарила всех педагогов  за плодотворную работу, активное участие в подготовке и проведении МО, напомнила педагогам о работе над темами самообразования.

ПОСТАНОВ?Л?:

1. Принять к сведению представленную информацию  и использовать  ее в работе на занятиях.  

2. Все разработки педагогов  по теме «Формирование у обучающихся коммуникативных компетенций на занятиях по ДООП» разместить в «Методическую копилку» ЦДО. 

3. Все возникающие вопросы решать индивидуально в рабочем порядке с   зам. директора по УВР Саломатиной Л.П., заместителем директора по методической работе Гусевой Т.Г. и руководителем МО Поповой О.В.

Голосование:

«за» - 19 человек

«против» - нет

«воздержалось» - нет

 

 Председатель и

руководитель МО                                                                                    О.В. Попова

 

Секретарь                                                                                                  О.Д. Першина

 


Просмотров: 174  

 



 

Календарь публикаций

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 

МОЦ

МОЦ Запись на программы через ГосУслуги Навигатор допобразования Персонифификация Организация - участник Конкурса им. В.И.Вернадского


Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам